Психосоматика болей в коленях и техника безопасности в йоге

Боль в коленях - увы! - проблема очень и очень распространенная. Едва ли не каждый с ней столкнулся хотя бы раз в жизни в той или иной мере. Однако некоторых эта неприятная, болезненная ситуация преследует неотступно. Поскольку вопрос о причинах, в том числе, психосоматических, болей в коленях был задан на одном из регулярных вебинаров, посвященных курсу "7 Шагов Йоги", то при ответе на него мы затронем вопросы техники безопасности в асанах: поговорим о Врикшасане (Позе Дерева) и Падмасане (Позе Лотоса). Попробуем разобраться также с тем, чем можно травмировать колени и как этого избежать. Посмотрим на проблему шире и попробуем поразмышлять над тем, в чем состоит психосоматика боли в коленях, а точнее, над связью между этими болями и закрепившимися в нас реакциями и стереотипными конструкциями - как в практике йоги, так и в жизни. Подробности дальше в статье и приложенном к ней видеофрагменте.

На один из вебинаров пришел вопрос от Ирины Д., написавшей: "Здравствуйте, Сергей. Посоветуйте, пожалуйста, что делать. У меня начало болеть колено справа, когда я на него становлюсь. Видимо, воспаление, патологии нет. Перестала делать асаны на коленях - что делать?"

Должен сказать, что иногда и у меня тоже что-то начинает болеть, а потом проходит. В организме все настолько тонко взаимосвязано, что это удивительно. Бывают длительные процессы, когда что-то начинает болеть, например, тазобедренный сустав. И он может болеть долго, например, в некоторых асанах - полгода, например, а потом проходит. Вот нужно было ему поболеть - вот что-то происходит в это время, оно и происходит. Если вы знаете, что нужно делать, чтобы стало лучше, то хорошо, вы это делаете. Если не знаете, то просто так проживаете.

Например, какой-то палец начинает болеть - чего вдруг он болит? И вот сегодня утром, делая Сурья Намаскар, я обнаружил, что почему-то болит мизинец. Почему? И я вспомнил, что когда-то это уже было: я тоже делал Сурья Намаскар, и у меня болел этот мизинец. И я думаю: "да, странно, а может быть, со мной что-то не в порядке?" Такой путь в ипохондрию. Если же по нему не идти, то просто принимайте ситуацию как есть. Ну хочет что-то болеть - и болит - нужно что-то, несмотря на это, выполнять. Я же чувствую, что я не причиняю своему мизинцу какой-то вред выполнением Сурья Намаскар - просто ушел в наклон и затем стоял в Собаке Мордой Вниз, когда заболел палец. Возможно, нужно подольше что-то выполнять, чтобы что-то быстрее прошло, что связано с этой болью. Возможно, что в какой-то ситуации и с коленом может быть так же.

О корректном выполнении асан. Поза Дерева

Но боль в колене - опасная штука, потому что колени у нас очень часто болят, когда мы неправильно выполняем асаны на растяжку. То есть, допустим, мы торопимся сесть в лотос. Есть масса асан с растяжкой, когда должны повернуться, развернуться немного тазобедренные суставы - они не разворачиваются, и мы делаем асану за счет коленей. В следующем разделе, в контексте разбора Позы Лотоса (Падмасаны) мы подойдем к вопросу о том, какова бывает психосоматика болей в коленях.

Но надо сказать, что вопрос корректности работы с коленями в асанах актуален даже по отношению к Врикшасане - Позе Дерева. Я часто вижу, как ее совершенно ужасно демонстрируют и поясняют. Это асана, которая выполняется стоя на одной ноге с другой ногой, согнутой в колене, которая стопой упирается на бедро опорной ноги близко к паху. Иногда я вижу, когда асану демонстрируют таким образом, что согнутая нога стопой упирается в область колена опорной ноги - и это ужасно, потому что идет чрезмерная боковая нагрузка на коленный сустав. Я даже не представляю, как можно такие картинки рисовать и советовать. Даже когда чуть выше колена стопа, область пальцев приходится на колено - все равно туда идет сильное давление. Ни в коем случае так нельзя делать - стопу нужно поднимать как можно выше к паху. И если такой вариант с фиксацией стопы в области паха пока не освоен, то можно остановить стопу на уровне колена, но в этом случае, лишь касаясь подошвой стопы области колена, но не опираясь на него. Кстати, когда стопа фиксируется у основания бедра (в области паха), то и скользить стопа будет меньше - надо пробовать.

Я говорю к тому, что есть много асан, в которых оказывается деструктивное давление на колени. И возможно, колени начали болеть не потому, что происходит какой-то очистительный процесс, а потому что вы асаны неправильно выполняете. И в этом случае нужно все эти асаны заметить - и начать их выполнять правильно, или перестать выполнять. Обратить внимание на то, с чем вам нужно работать.

Психосоматика болей в коленях. Поза Лотоса

Использовать логику: "с чем мне нужно работать". Не то, что "я должна выполнить 25 асан, потому что это комплекс". А именно, с чем я работаю - какова моя цель сейчас в жизни? В чем мои ограничения? Что я должна развить, чтобы эти ограничения убрать?

Может быть, силовые качества. Это звучит странно для женщины, но когда вы начинаете работать с силовыми качествами, с чакрой манипура, то вы начинаете лучше чувствовать мужчин. Не то, что женщина становится мужеподобной. Наоборот, женщина может стать женщиной. Как Василиса Премудрая, допустим - женщина, которая счастлива быть замужем за мужчиной, счастлива, что этот мужчина меняет мир, что он предан своей цели. а вы его поддерживаете на этом пути - и чувствуете этот поток, в котором движется мужчина, и как этот поток протекает через вас, потому что вы его половина. И манипура здесь нужна.

Но манипура у женщин совсем другая, не такая, как у мужчин. И без вас он бы не достиг этой цели. например, а с вами может. То есть, это общий поток. И работая с манипурой, вы в этом направлении можете развиваться. Колени могут быть связаны с этим. Колени с манипурой связаны. Дальше мы подробнее коснемся того, какой может быть психосоматика болей в коленях в рассматриваемом случае. 

Как я сказал, колени часто травмируются при выполнении асан на растяжку, потому что у многих людей есть залипание между манипурой и свадхистаной. То есть, они бывают разные, но они есть, просто по-разному проявляются. Например, одно не включается без другого, или не выключается без другого. Опять же - что первично, что вторично. В чем это проявляется физически, когда мы выполняем асаны. Например, асаны на растяжку. Это уровень свадхистаны, уровень удовольствий. Нужно выполнять асаны с удовольствием, расслабляться. Тянетесь - и расслабляетесь, и вам от этого становится приятно. Ваше тело становится гибче. 

Но вместо этого у вас есть цель "надо", я должна это сделать, асана выглядит вот так. И чувствуете? Поток манипуры, совершенно другой: "Я сяду в лотос! Сложить ноги - так, так... Почему у меня не получается? Надо надавить сильнее - больно, но надо". Все совершенно по-другому. И у людей происходит эта подмена. Это как раз говорит о залипании чакр, о несвободе на этом уровне. А кроме того, такая разница в подходах позволяет нащупать то, что стоит за психосоматикой болей в коленях. 

Выбор вектора в личной практике

Нужно выполнять асану на одном уровне, и тогда автоматически она выполняется на другом уровне.

То есть, сначала вы понимаете свою цель, зачем вы вообще асаны выполняете, после этого под эту цель вы выстраиваете комплекс и выполняете асаны. И возможно, автоматически исчезнут те асаны, которые травмируют колени. А может быть, не исчезнут. Но вряд ли - все устроено очень гармонично.

И психосоматика болей в коленях всего лишь говорит о том, что вам нужно скорректировать свою практику. Можно перестать выполнять практику с перебором (как я сказал выше), а можно от своей цели зайти - и придете к тому же самому результату.

Колени перестанут болеть. Практику будете выполнять - и здоровье будет укрепляться. Именно в этом состоит критерий, что вы правильно все поняли. И нашли правильное решение!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>