Как медитировать правильно для начинающих: первые шаги


Попытка схематично объяснить, как медитировать правильно для начинающих - как научиться и закрепить навык - упирается в невозможность универсального описания чувств, ощущений, состояний. Это похоже на попытку описать, например, вкус вина или аромат духов. Роль слов будет здесь примерно той же, что и роль декораций для театральной постановки. Между тем, в моих онлайн курсах я делаю большой акцент на передаче энергии состояний, помогающих освоить процесс медитации. Отвечая на вопрос о том, каких состояний ожидать начинающим в медитации и йоге, в коротком формате видео я дал примерную схему пути. Так, в системе восьмиступенчатой йоги по Патанджали практика медитации подразделяется на четыре ступени. На мой взгляд, две из них самые доступные для первоначального погружения в тему - это концентрация (дхарана) и созерцание (дхьяна). О том, как приступить к практике просто, опираясь на доступные бытовые объекты и каждодневные явления, вы узнаете дальше из статьи и видео к ней.

Марина П.: "А расскажите, пожалуйста, про медитацию побольше. Я новичок в этом. Какие состояния ждать?"

Очень непросто объяснить, как медитировать правильно, для начинающих. Человеку, который не понимает, что такое медитация, описать это примерно так же сложно, как аромат цветка или вкус какого-то блюда. Какого-нибудь тирамису - чем отличается вкус этого тирамису у вас от того, что у вашей свекрови. Нужнно попробовать.

И с медитацией точно так же. Нужно просто начинать медитировать, и все словесные объяснения лишь пустые звуки. Между тем, за объяснениями есть какая-то энергия, которую можно почувствовать. И как раз эту энергию я в уроках стараюсь передать, тогда как слова только лишь декорации для этой энергии.

Если вообще не понятно, как медитировать правильно для начинающих, если вы только что начинаете - начните с дхараны, практики концентрации. То есть, концентрируйтесь на любом объекте. Например, на точке на стене. Возможно, это будет слишком скучно, и в таком случае лучше выбрать более интересный объект.

Пробуйте концентрироваться, например, на реке или на дереве - на чем-то природном. Когда садится солнце, наступает закат - прекрасный момент для медитации, потому что он подчеркивает, что все преходяще. Вы наблюдаете, что все быстро проходит. И оно каждый раз уникально. Закаты каждый раз разные.

Вы можете каждый день, например, на закате медитировать, если у вас видно солнышко. Даже если солнце в облаках, вы все равно можете в это время медитировать. Вы же знаете, что оно там. И эти облака нечто особенное, текущий день.

Можно медитировать и так же концентрироваться на мелодии. На мантре, например. На любой красивой мелодии или звуке - на шуме ветра, на звуке проезжающего автомобиля. Как это ни странно, но на эти звуки тоже можно медитировать. Можно уйти очень глубоко, почувствовать волны энергии, которые проходят через ваше тело вместе с этим звуком, вибрацию. И если вы сядете возле дороги и будете слушать звуки трения шин проезжающих на скорости автомобилей об асфальт, то в медитацию можно войти на эти звуки.

Конечно же, приятнее уйти в медитацию на щебетание птиц или на звуки цикад, сверчков. Можно медитировать также на мандалу, на икону.

Практика дхараны (концентрации) в жизни и в йоге

То есть, речь идет о том, чтобы концентрироваться. Если вы намерены осознанно подойти к вопросу, как медитировать правильно для начинающих, то начните осваивать эту ступень - концентрация. Это однозначно одна из ступеней медитации. И когда вы будете осваивать этот навык, это будет идти вам на пользу. Хотя в жизни нас очень многое учит именно концентрации.

Со школы нас приучали концентрироваться, чтобы решать задачи, чтобы сидеть, запоминать. Все это связано с концентрацией. Но у кого-то концентрация идет хорошо, а у кого-то не очень. Особенно, если с этим связан какой-то травматический внутренний опыт. То есть, если в школе, например, вас ругали за то, что вы не способны концентрироваться. Ведь вместо того, чтобы учить концентрироваться, некоторых ругали: "Что ты такой неусидчивый? Все такие - а ты не такой." Помните - "они все такие, а ты не такой", "он не такой", "я не такой" - и вот это заложило такой шаблон, что медитировать, концентрироваться не получается.

И дхарана не идет. Но если вы занялись йогой, то нужно взять на себя ответственность и - хотите осваивать дхарану, осваивайте, концентрируйтесь на всем. Как медитировать правильно для начинающих - это вопрос нахождения самых доступных объектов для практики на первых порах. Смотрите на свой пальчик - и вы там, и подольше. Можно секундную стрелку рассматривать, видеть, как она ползет, и при этом не отвлекаться. Вы заметите, что вот она ползет: "один, два, три, четыре, пять..." - и вдруг прыгнула сразу на двадцать. Вы проспали сколько-то секунд. Хорошо - проснулись и смотрите дальше. Стрелка идет, например, тридцать один, тридцать два, тридцать три - и вдруг опять исчезла, и сорок уже!.. Вернулись - и снова продолжате. Вот такую практику можно выполнять.

Как медитировать правильно для начинающих: этапы и состояния

Есть очень много несложных практик, развивающих способность концентрироваться - и это, на мой взгляд, наиболее верный подход к тому, как медитировать правильно для начинающих. Когда эта способность будет у вас развита, вы сможете и другие ступени медитации осваивать. Так, пратьяхара, которая позволяет почувствовать причину всех явлений внутри себя, подводит к глобальному осознанию. Все, что происходит, находится внутри тебя - все внутри нас, в нашем внутреннем мире.

Следом вы сможете осваивать дхьяну, которая помогает следовать потоку. В общем-то, это медитация в стиле созерцания. Но когда нет способности, навыка дхараны, то практически нереально, очень сложно выполнять дхьяну, потому что вы будете все время улетать куда-то. То есть, вы поймали какой-то поток - и сразу с него слетели. А когда вы уже способны концентрироваться, вы на этом потоке можете идти куда-то, но при этом практикуя дхьяну. То есть, расслабленно. Не зацепившись с ужасом, что этот поток куда-то уйдет. В таком случае он умирает. Вы начинаете его своим вниманием, жестким намерением убивать, душить. А вам нужно, чтобы он был свободным.

Нужно открыть в себе что-то внутри, что при этом состоянии свободы и легкости способно концентрироваться. Это подобно скачущему на коне наезднику. Он же не хватает лошадь всем, чем можно. Нет, он легонечко держится и не вылетает из седла. Так же должны практиковать и вы. Нужно учиться. Но начинать с малого. Если сразу какой-то большой шаг сделать - решить самадхи практиковать - то это, конечно, будет сильный вызов. Хорошее намерение, но нужно прийти к этому. И начинать именно с дхараны, на мой взгляд, самое лучшее.

Спасибо за вопрос!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (34 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
Репост