Питание при занятиях йогой: ключи к здоровью и счастью

В чем основной смысл питания при занятиях йогой с позиции духовных практик? Предлагаю посмотреть на тему здорового питания, с учетом энергетической природы вещей, их оборота в мироздании, - в целом, движения жизни. Разграничение на мясоедение, вегетарианство, веганство по "идеологическому" принципу, на мой взгляд, оказывается замкнутым в очень узкую систему представлений - и говоря об этом, я совмещаю свой личный опыт со знаниями как сакральных практик буддизма, так и священных индуистских текстов, в частности, "Бхагавад-Гиты". Несомненно, в любом конкретном случае можно руководствоваться весьма разными причинами, по которым выбирается приемлемая система питания. Если же такая дилемма возникла на основе только лишь убеждений морального характера - принципа отказа от нанесения вреда или убийства, например, - то давайте попробуем достроить логические цепочки и увидеть причинно-следственные связи более широко, нежели обычно принято. Читайте дальше статью и смотрите видео к ней. чтобы узнать подробности.

Реплика из чата вебинара: "Сергей, вы веган?"

Ну вот, конкретный вопрос - нет, я не веган. Мне по барабану, для меня на первом месте мое счастье. Реально, если я захочу съесть свинью, я ее съем. Но я уже много лет не хочу есть свинью. То же касается коровы, например. Это же касается, допустим, черепашки - у меня дома живет - котов я не ем, собак не ем. Но это не какое-то убеждение - я просто не хочу и не ем; но если я буду умирать с голода, я съем. Ну вот съем, - может, и человека съем, если буду с голода умирать. Но я надеюсь, что не окажусь в такой ситуации.

Столько барахла в наших убеждениях! Понимаете? Даже в буддизме есть практика ганапуджи, когда монахи собираются и едят мясо. Потому что, когда вы едите мясо, вы даете возможность тому живому существу приобщиться к состоянию человека. Если вы едите мясо, понимая, что едите мясо, чью-то жизнь - коровы кусок. Как вы потом жить будете? Наверное, более ответственно - или нет? Вы съели кого-то живого, понимаете?

Но часто люди не додумывают вообще. Часто люди думают: "если я сейчас съем мясо, значит, я участвую в убийстве". А если вы едите ростки, становитесь сыроедом? Вот я проращиваю, например, зернышко. Оно до этого спало, можно было его съесть, но я его прорастил, оживил. У меня тарелка зернышек, которые хотят жить. Вы думаете, что это неважно? Если цыпленок хочет жить, то его нельзя есть; а если зернышко хочет жить, то его можно? Какой-то фашизм получается тогда!

Додумайте все эти цепочки. Вы всегда едите какую-то жизнь. Как человек, вы едите жизнь. Или это не жизнь? Если вы едите мертвую пищу, то вы и сами не живете. Мы через себя пропускаем жизнь. Есть формы жизни, которую мы съедаем. Мы съедаем жизнь - и эта жизнь проявляется в нас. Нужно это чувствовать, для того чтобы опрелелить отношение к питанию при занятиях йогой.

Я в Сицилии снял фильм на эту тему. Но признаться, я как-то в некоторых сомнениях, не уверен, что его стоит публиковать. Потому что кто-то еще и отпишется, подумает, что я вообще сошел с ума. А видео как раз на эту тему - про то, как я съел морского ежа. И там я описываю, как я с ним общался. Понимаете, вы что-то съедаете, и ЭТО, эта жизнь, потом в вас появляется. К этому постепенно подводит осознанность в отношении питания при занятиях йогой.

Если вы съели поросенка, которого убили ужасно, то на следующее утро вы будете ужасно себя чувствовать. Будете себя чувствовать деревянным, потому что, естественно, вы почувствуете ступор поросенка на себе - то, как он умирал. Но если вы человек, то можете ли вы пропустить через себя эту эмоцию и сделать какое-то благо поросенку? Можете! Если вы человек, то вы волшебник, вы маг.

Буддисты, когда практикуют ганапуджу, то как раз этим занимаются. Они устанавливают эти связи, пускают эту любовь - человеческую любовь. Они действительно чувствуют, и я чувствую - и вы можете чувствовать. Когда вы что-то едите, вы можете чувствовать эту жизнь внутри себя; как она вас приветствует, как вы приветствуете ее, как вы показываете ей эти состояния человека. Это вы можете делать.

И действительно, если вы съели говядину, то нужно понимать, что вы съели кусок кастрированного бычка, который в совершенно ужасных условиях жил. И вы будете чувствовать себя плохо. Гораздо легче отказаться от этого и сказать: "нет, я не буду есть этого бычка". И я предпочитаю так и поступать. Но если я оказываюсь перед фактом или, так скажем, я чувствую, что это нужно сделать, то тогда я так и делаю. Это сложная практика. Но когда ты в ресурсе, когда ты в благости, то ты можешь протянуть эту ниточку к бычку.

Есть какие-то убеждения у людей, что веганство как основа питания при занятиях йогой - это круто, хорошо. Да, это хорошо, я не спорю. Будьте веганом! Но лично мне здравый смысл подсказывает, что всему - абсолютно всему на этой планете есть свое место. И всем действиям есть место, и войнам, понимаете? И любви, - в том числе, занятию любовью есть мест. Обратите внимание, кстати, что почему-то у нас понятию войны дают больше места, чем занятию любовью, так ведь? Если есть, например, сцена сексуальная, то это сразу "18+". А между тем, если посмотреть детские мультфильмы, кровь там повсюду - особенно, японские аниме - просто реально получается какой-то перевернутый с ног на голову мир.

Но и этому есть место! Все, что происходит - этому нужно дать место. Это практика йоги, первая ступень, ахимса - ненасилие. Мы думаем, что ненасилие в отношении питания при занятиях йогой означает не есть мясо, быть веганом. Однако, возможно, это как раз насилие.

У меня есть знакомый - с ним даже бывает тяжело - все время, когда он приходит в ресторан, то докапывается ко всем официантам: "случайно не на мясном ли бульоне этот суп; вот здесь случайно не было ли мяса в салате?"... Нужно бы расслабиться, но он очень напряженный, очень жесткий в жизни. Счастлив ли он? По-своему, да. Но вопрос был ко мне - относительно веганства - и я не веган, и даже не вегетарианец. То есть, скажем так, я могу быть вегетарианцем неделю, месяц - в Индии, когда я там полгода, то я вегетарианец. Потому что в Индии не могут готовить мясо.

Признаться, мясо я есть не хочу. Но рыбу - я съесть могу. Но когда она вкусно приготовлена. Как-то, когда я был в прошлый раз в Индии, то я там спросил местных в Гокарне, можно ли где-то рыбу покушать вкусную и свежую. Мне сказали, что такое место есть, рекомендовали ресторан, куда я приехал. И вот я поел эту рыбу - и больше никогда ее там не ел. Потому что, на мой взгляд, это какое-то надругательство над рыбой. Ну сделай ты ее вкусно - приготовь с любовью, чтобы вкусно было. Не в куче приправ, так, что этой рыбы даже не чувствуется, а чтобы было вкусно. И тогда это уже перетекание любви.

Я предполагаю, что многим, кто меня сейчас слушает и кто жестко стоит на позициях вегетарианства, может быть даже противно то, что я сейчас говорю. Если возникает такая эмоция, то обратите внимание, что это указывает на вашу привязанность, заавтомаченность. Но нужно от привязанности уходить, и в этом случае, питание при занятиях йогой может стать отдельной практикой.

Есть привязанности двух видов - положительные и отрицательные. То есть, когда мы чего-то очень хотим, или когда мы чего-то не хотим. И то, и другое является привязанностью. Непривязанность - это когда вы можете поступить и так, и так. Но никаких связывающих эмоций вы при этом не чувствуете. Вы можете чувствовать, скажем так, благость; а можете чувствовать что-то сложное. Но при этом вы не бежите к благости - и не бежите от сложности. Вы ровно все это принимаете. И нет проблем, если вам в ресторане принесли суп. Допустим, вы хотите супа без мяса, заказываете блюдо, а вам принесли суп с мясом. Ну и нет проблем, вы легко съедаете принесенное блюдо. Но в этом случае нужно быть очень осознанным, воспринимать это как очень глубокий эзотерический ритуал.

Перетекание жизни - высокоорганизованной жизни - это нужно чувствовать, практикуя питание при занятиях йогой. Всегда, когда вы кушаете, нужно быть в таком состоянии. Не только когда вы кушаете мясо, а всегда. Кушать всегда нужно в максимально осознанном состоянии, ни с кем не разговаривая, воспринимая то, что происходит, как жертвоприношение. Вы приносите Богу что-то, и тут вы можете, тоже находясь в образе божества, воспринимать процесс как жертвоприношение.

Как бы вы хотели умереть? Чтобы Бог принял вас, или чтобы он при этом телевизор смотрел? И все равно он вас примет, да - но невнимательно. Конечно, лучше, чтобы вас приняли с вниманием. Точно так же и вы относитесь к приему пищи - это перетекание жизни.

Спасибо за столь глубокий вопрос. Можно рассуждать долго, но, на мой взгляд, самое главное я уже сказал.

Помните из "Бхагавад-Гиты", как Арджуна попросил Кришну явить ему свое космическое тело? И когда Кришна его явил, то Арджуна увидел, как Кришна просто ест армии. Так вот, в этом контексте питание при занятиях йогой - то, как мы вкушаем пищу - можно сравнить с той же самой метафорой.

Поток жизни - мы что-то впускаем в себя и идем выше в каких-то духовных плоскостях, потому что мы же творим что-то. Мы творим, и это уходит куда-то - если, конечно, не привязываться к творчеству.

Вы видели, как буддисты рисуют мандалы из песка? Они же не привязываются, понимают, что мандала - это творчество, и ветер ее сдует...


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>