Направление в йоге: с какой чакры лучше начать практиковать

Самое дорогое в нашей жизни то, что не восполнимо ни при каких условиях. Это время, мгновение за мгновением, приближающее наш переход за черту бытия. Как расставить свои жизненные приоритеты, чтобы извлекать максимум пользы из того, чему мы здесь и сейчас посвящаем себя? Каковы в этом случае критерии пользы? Для одних из нас это будет получение радости, для других состояние служения, а еще для кого-то польза измеряется благополучием и изобилием земных ценностей. Очень важно понять, что наиболее важно на текущем этапе именно для вас. По сути йога по сути призывает действовать взвешенно, честно, открыто, не пытаясь обманывать себя и окружающих в том, что мы ощущаем самым важным на самом деле. Интересно, что, в зависимости от ответа на этот вопрос, в рамках чакральной философии йоги, в конечном итоге, можно выбрать один из трех направлений в йоге - вариантов следования по пути духовного развития. Решите ли вы оттолкнуться в выборе от нужд, ассоциирующихся с первой ступенью знаменитой Пирамиды Маслоу; либо от своего высшего предназначения; или же вы пойдете от конкретного вызова, непосредственно брошенного жизнью в текущем моменте? Об этом, а также о чудесных явлениях и знаках, которыми Вселенная с нами общается на языке мудрости, читайте дальше статью и смотрите к ней видео.

Привет из Чефалу, Друзья! Сицилия, солнце, тепло, старинные дома, черепичные крыши - все это так прекрасно! И здесь я хочу ответить на вопрос, со стороны какой чакры нужно начинать практиковать йогу.

К написанию этой статьи и записи видео меня подтолкнул вопрос Людмилы М.: "Здравствуйте, Сергей! Я читала, что с чакрами нужно работать по порядку. Если не гармонизирована, например, муладхара (первая чакра), то не имеет смысла начинать с вишудхи (горловая чакра - пятая)."

Людмила, спасибо за вопрос! Мне очень нравятся вопросы продуманные, когда человек действительно хочет разобраться. Мы очень много читаем, написано очень много теорий относительно духовного развития: как нужно развиваться - снизу вверх, сверху вниз... Вы знаете, что действительно есть два потока: снизу вверх (часто женщин символически изображают в виде треугольника, направленного вершиной вверх); и есть поток сверху вниз (мужчин часто изображают в виде треугольника, направленного острием вниз и основанием вверх). Есть так называемый "нижний поток" и "верхний поток". Можно взять метафору этих потоков и, выбрав соответствующее направление в йоге, развиваться "снизу вверх".

Допустим, первая чакра муладхара: безопасность, есть еда, крыша над головой, защищенность. Когда это все есть, то вы можете перейти ко второй чакре - удовольствию. Ведь какие могут быть удовольствия, когда вам кушать нечего? Представьте себе, что вы голодны, и к вам попала еда - в этом случае вы съедаете ее, даже не насладившись вкусом пищи; вы просто утоляете животный голод. Если же еды много - как здесь в Италии - то вы превращаетесь в гурмана. Вы пробуете это, это, это... Не для того чтобы наесться, а чтобы почувствовать удовольствие. И это вторая чакра. Когда гармонизирована, удовлетворена и первая, и вторая чакры, то вы можете перейти к третьей - манипуре, центру солнечного сплетения, действия. И тогда вы начинаете действовать, строить бизнес: не для того, чтобы защитить себя - это был бы уровень муладхары - а для того, чтобы сделать мир лучше.

И так далее по всем чакрам. Вы переходите к анахате (четвертая чакра). Согласитесь - нельзя быть добрым, если ты слабый. То есть, если у тебя не проработана манипура, то ты не можешь быть добрым. На тебя немножко надави, и ты сломаешься, сдашься. А вот когда ты, как Илья Муромец, Алеша Попович или Добрыня Никити, то ты добр - потому что ты силен. И таким же образом вы идете далее вверх.

С другой стороны, верхний поток - Божественное откровение, инсайт, искра: "Я хочу жить ТАК!" Вот оно - идет сверху. Затем приходит понимание (аджна), что значит "ТАК". То есть, вы находите какую-то новую самоидентичность, понимаете, кто вы есть в этом потоке. Потом вы идете к вишудхе, находите какой-то гармоничный уровень взаимодействия с миром исходя из понимания того, кто вы есть. И дальше вниз - анахата, манипура, свадхистхана и муладхара самая последняя. Поток сверху вы опускаете вниз, и таким образом вы прорабатываете чакру за чакрой, проходя сверху вниз. Или же, как я рассказывал перед этим, вы идете снизу вверх.

Разумеется, что для большинства людей путь снизу вверх понятнее, очевиднее, потому что вы можете вспомнить Пирамиду Маслоу: на ее нижнем уровне находится очень много людей. На втором уровне снизу - меньше людей, потом еще меньше и еще меньше - и так далее. И численность людей на более верхних уровнях пирамиды драматически уменьшается с каждым новым уровнем. То есть, людей становится все меньше и меньше. Очень много людей находятся на уровне муладхары. И надо сказать, что Пирамида Маслоу просто очень напоминает чакральную модель. Как много людей в основании пирамиды, так же и на уровне муладхары, на уровне проработки и гармонизации ее потребностей находится очень много людей.

Но все-таки, каким путем вам двигаться, выбирая направление в йоге - со стороны муладхары, или со стороны сахасрары?

Когда я записываю видео к этой статье, все находится внизу от меня. Я поднялся вверх, и здесь такой интересный храм. Я чувствую пространство под собой как мою силу - и мне хочется прорасти, подняться вверх. Включается поток - и он естественен в данных условиях, я его чувствую.

Если вы так же чувствуете, что нужно идти снизу вверх, то идите снизу вверх. Но, возможно, вы относитесь к той категории людей, которые "головой в небесах", то есть, вы чувствуете Бога, медитацию гораздо лучше, чем житейские потребности. Вам всего хватает, вы не чувствуете, что вы не защищены, если вы находитесь в пещере или ночуете под деревом - вы чувствуете, что Бог заботится о вас. И тогда муладхарой можно заниматься в самую последнюю очередь.

Большинству людей я все же предлагаю идти не снизу вверх и не сверху вниз, а от проблемной чакры. У каждого из нас есть какая-то проблемная чакра: это может быть вишудха, может быть анахата - та чакра, на уровне которой вы принимаете текущий вызов. Что у вас? Проблемы в семье - это анахата. Однако что беспокоит больше всего - проблемы в семье или, допустим, отсутствие денег? Если отсутствие денег, то это манипура. Или, например, отсутствие удовольствий в жизни; и тогда это свадхистхана. Что вас больше волнует и беспокоит - ищите именно это.

Многие люди, проходя кризис среднего возраста, фактически переходят с уровня муладхары на уровень свадхистханы. Фактически человек прожил всю жизнь уровнем муладхары - выживал, как это ни странно звучит. У человека была квартира, еда и проч. - но человек выживал, потому что набрал кредитов, например, чувствовал себя в опасности постоянно. Потому что не осознавал вообще, что происходит, и какой мир. И вот, проходя кризис среднего возраста, человек вдруг переключается на уровень свадхистханы и меняет свою жизнь кардинально.

Человек начинает жить удовольствиями, "кайфушками", кто-то ударяется в занятия сексом, кто-то уходит из семьи, кто-то заводит принципиально новых друзей, меняет место жительства - разрушает то что есть. Человек при этом может разрушить бизнес, семью - абсолютно все. Потому что понимает, что в действительности муладхара у него давным-давно "наелась". Он может заработать и не умрет, куда бы его ни забросила жизнь. В джунгли Африки - он выживет и там. Человек это чувствует и понимает. И он переходит на уровень свадхистханы. Но как болезненно происходит этот переход! Кризис среднего возраста - это не сахар. Он продолжается длительное время. Потом, может быть, вы перейдете на уровень манипуры, а может быть, анахаты или вишудхи - неизвестно.

Эта модель, когда есть поток снизу и поток сверху, очень академична. Это такой поход, который физики назвали бы "моделью сферического коня в вакууме". Она очень сильно отличается от реального живого коня, который может укусить, взбрыкнуть, сбросить вас, наконец. Это не сферический конь - нет у нас в мире сферических коней! Точно так же этот путь снизу вверх и сверху вних - это идеал. Но в действительности нужно понять свою проблемную чакру - ту сферу, которую для вас сейчас нужно гармонизировать. И когда вы ее гармонизируете, вы никогда заранее не знаете, куда вы перейдете.

Например, вы гармонизируете отношения - в семье, с родственниками все идеально. Все идеально на работе, мир гармоничен, вы чувствуете все как самого себя. Уровень анахаты - это прелесть! Но куда вы перейдете дальше? На уровень вишудхи, где вы эту красоту будете передавать в картинах, стихах, прозе, музыке? Или на уровень манипуры - где вы захотите действовать и создавать пространство для людей, которых вы любите. Может быть, вы отель захотите создать. Что такое гостиница? Место, куда к вам люди будут приезжать в гости. Вы захотите делиться этой радостью, счастьем. Может быть, вы перейдете на манипуру, может быть, на вишудху - а может быть, через одну чакру. Например, на уровень аджны - или свадхистханы, муладхары... Заранее неизвестно.

Происходит гармонизация одной чакры, допустим. Но ведь это не быстро! Кризис дошел до предела тогда, когда вы понимаете, что уже не хотите жить по-старому. Вы готовы прыгнуть с высоты вниз, но по-старому жить вы уже не хотите. Вы где-то очень рядом - но многие люди лишь только-только ощущают какой-то дискомфорт и неудобства: "Не хочется жить так, как жил раньше. Но и не знаю, как по-другому." Иными словами, не очень хорошо, но как это "хорошо", я не знаю. И нужно еще побыть на этом уровне, исследовать это пространство, когда анахата не гармонизирована. Что это значит - в отношениях с друзьями, близкими людьми, дальними людьми, животными, планетой?

Что значит, что анахата негармоничная? Это значит, вы очень четко и остро осознаете малейший дисбаланс. Капля любви - и у вас слезы текут, понимаете? Человек, например, с хронической обидой. Он ходит на всех обиженный, и кто-то проявил к нему внимание, дал чуть любви - это сразу вызывает у человека слезы. А человек с целостной анахатой примет эту любовь просто как дар. Он даже не будет чувствовать, что он должен сказать спасибо, что-то сделать в ответ. Потому что это анахата - это всеобщая радость: "Я поделился - и мне хорошо, что я поделился." Зачем мне, чтобы кто-то говорил спасибо за то, что я чем-то поделился? Я уже счастлив.

А когда анахата негармонична, то вы осваиваете этот уровень. И это может затянуться надолго - на годы, десятилетия. Но когда вы вдруг чувствуете, что взяли эту планку, то у вас возникает эйфория - жизнь удалась! Какое-то время вы проживаете в эйфории. Но потом вдруг вы начинаете осознавать какие-то неудобства. И на уровне какой чакры они будут - это и есть переход к следующей чакре.

И не обязательно, что это будет направление в йоге, идущее по чакрам сверху вниз или снизу вверх. Это может происходить спонтанно. Более того, когда вы прорабатывете и гармонизируете определенную чакру, то вы замечаете, насколько тесно она связана с другими чакрами. И даже в процессе этой проработки вы иногда переключаетесь на проработку других чакр. То есть, негармоничная анахата - но иногда нужно поработать с манипурой.

Например, негармонична анахата. Вы не хотите делать ничего для своей семьи, своих близких людей - просто не хотите. Вы можете разумом говорить себе обратное, но в действительности вы не хотите. И поэтому у вас нет денег. Потому что, если деньги появятся, то кризис анахаты будет чрезвычайно болезнен! Представляете, у вас много денег - а вы не хотите сделать подарок своей любимой жене, теще, брату - потому что есть какие-то претензии, обиды... Отсутствие денег - это та тема, которая тоже может здесь актуализироваться. Поэтому вы можете переключиться в какой-то момент с проработки анахаты на манипуру, но главной вашей целью по-прежнему будет гармонизация анахаты.

Сейчас очень много примеров я привел именно по анахате, но это работает на уровне любой чакры. Можно находиться даже на уровне проработки и гармонизации муладхары: например, вы живете с родителями и остро это воспринимаете. Вы не хотите жить с родителями, но живете с ними. Пора бы уже жить самостоятельно - нужно работать с муладхарой. Но может быть актуальной какая-то другая чакра, которая очень вовлечена в процесс, и на уровне которой как раз находится установка, приходящая к тому, что вам нужно работать с муладхарой. Приводящая к тому, что вам негде жить, что вы покупаете обувь, которая течет, куртку, которая холодная, зонт, который хлипкий - ветер подул, и его развернуло в другую сторону!..

А когда вы проработали муладхару, то все эти вопросы отпали: и обувь у вас не течет, стелька с аллюминиевой прослоечкой, чтобы холод не проходил. И курточка такая, что не порвется, молния у нее надежная; и перчаточки теплые - вы готовы к встрече зимы. Муладхара у вас крепенькая - и вы не заболеете в этом случае. Крепенькая муладхара здоровье дает. А если вы болезненный человек, то это для вас сигнальчик о необходимости поработать с муладхрой.

Опять же то, что у вас болит, служит указателем на какую-то другую чакру, с которой нужно работать. Болит горло, например, часто теряется голос. ОРВИ - у всех по-разному проявляется. У кого-то ОРВИ - это кашель; у кого-то горло, у кого-то насморк, у всех по-разному. Бывает и так, что проявляется весь "комплект" - но нужно посмотреть и увидеть динамику дисгармоничных переживаний в своей жизни. Например, может быть, начинается с анахаты, потом уходит на линию горла, потом проявляется насморк. Однако это у всех будет по-разному - все мы разные.

Этот маршрут духовного развития - направление в йоге - у каждого свой. Поэтому схема - это хорошо. Имейте в виду схему. Если вы вообще ничего не чувствуете и не понимаете, то действуйте по схеме, как я сейчас сказал. Например, как я уже сказал выше, начинайте снизу вверх - прорабатывайте вначале муладхару, потом переходите к свадхистхане - и дальше идите все выше и выше. Но если вы реально чувствуете свою проблему, то займитесь именно ей. Там огромное количество энергии. Последняя вас к чему-то толкает - но вы этого не делаете. У вас есть запреты. И вы начнете их очень остро ощущать, если принимать эту энергию и пытаться на ней действовать - на каком бы уровне это ни находилось. На уровне манипуры, например, могут быть конфликты, "терки"... Каждая чакра дает очень интересные результаты, когда вы начинаете ее прорабатывать. Это очень важно - чтобы выбрать свое направление в йоге, важно понять, на каком уровне вам нужно начинать действовать.

Кстати, этому посвящен курс "36 Шагов Йоги". Бесплатный курс "7 Шагов Йоги" самодостаточен, поскольку дает понимание того, как нужно практиковать йогу, чтобы это было эффективно. Но если вы идете дальше, то дальнейшие уроки помогают вам разобраться, кто вы. Потому что есть очень много ключей от тела, дыхания, походки - чтобы понять, кто вы: какая чакра у вас сильная, какая слабая, какая гармоничная, дисгармоничная. Есть разные категории этой гармоничности и дисгармоничности. И на курсе мы как раз это проходим, чтобы понять себя.

Последнее очень трудно увидеть в реальной жизни. Это напоминает то, как вы бы увидели мир, надев цветные очки. В зеленых вы будете все видеть зеленым. Но проходит полчаса, и вы забываете, что очки зеленые. Вы видите все цвета, но вам при этом лишь кажется, что вы их видите. Но, представляете, когда проходит вся жизнь, и вы живете в каких-то ограничениях! Вам будет казаться, что у всех людей жизнь такая же. Например, мы говорим об анахате много - если у вас на уровне сердца есть броня, то вам все вокруг будут казаться такими же неэмпатичными: "Все люди живут какой-то коммерцией: если я что-то сделал, то обязательно должен получить какой-то ответ; если я что-то делаю и ничего за это не получаю, то я не буду это делать." И вам кажется, что все такие - мир такой. И чтобы понять, что "броня" на самом деле у вас на уровне сердца, вам нужно работать именно с этой областью.

Можно использовать множество ключей, которые дают направление в йоге. Поэтому курс "36 Шагов Йоги" очень хорош; кстати, это был первый курс, который я записал на видео, и несмотря на то, что сейчас появилась уже новая версия "36 Шагов Йоги", этот курс таким и остается - первым курсом, который я всем рекомендую пройти. Все курсы оказываются на уровне каких-то чакр: "Йога и Здоровье" (муладхара), "Йога плюс Женственность" (свадхистхана), "Осуществи Мечту!" (манипура), "Планета Любви" (анахата), "Источник творческой силы" (вишудха), "Путь Души" (сахасрара). Между тем, курс "36 Шагов Йоги" - это курс на понимание того, на каком уровне вам надо работать, и соответственно, сам курс соответствует уровню аджны.

Когда же вы поняли, на уровне какой чакры нужно работать, то вы можете выбрать соответствующий чакральный курс. Именно это направление в йоге будет вас вести. Например, "Источник творческой силы" - курс, в течение трех месяцев гармонизирующий вишудху. Работа с телом, психикой, со всем, что вас окружает. Но начать все же важно с понимания себя - и для этого служит курс "36 Шагов Йоги". Я не призываю вас записаться на этот курс, но это выглядит логично. Можно прийти к необходимому пониманию также и самому - если заниматься самоанализом, наблюдать за собой, за миром, наблюдать за своими проблемами, а также изучать людей, у которых таких проблем, как у вас, нет. Это тоже интересный путь. Однако лучше записаться на курс "36 Шагов Йоги" - будет быстрее.

Удачи, Друзья! И до встречи в следующих видео!

После того как я снял видео, произошла интересная история. Я снимал видео в Храме Святой Троицы. Когда я шел мимо, то решил зайти в открытые ворота, затем поднялся по лестнице, обнаружил красивые виды, чтобы записать видео. Когда же я спустился, эти ворота оказались закрыты. Я был в некотором шоке - вдруг обнаружить закрытые ворота!.. Очень красивые ворота с маленькой решеткой, идущей в два слоя. Я задумался о том, что делать. Возможно, вечером была бы служба, ворота бы открыли, и я смог бы уйти. А если службы не будет - что же делать?

Я увидел идущих прохожих и обратился к ним за помощью. Они на меня смотрят и спрашивают: "Как ты здесь оказался?" Я отвечаю: "Закрыли дверь - и я здесь оказался." Мне говорят: "Звони 112, и тебя спасут." А у меня еще и телефон перестал работать. Как-то все произошло одновременно; возможно, на телефоне просто деньги закончились (я арендовал машину, звонил в Лондон - и возможно, деньги просто закончились на счету).

И вот - телефон не работает, я заперт, и я не знаю, где я. Я прошу прохожих позвонить, потому что не знаю, где я и даже не смогу объяснить. Там был мужчина с сумкой, наполненной мандаринами, вместе с женщиной, шедшей рядом. Они остановились, мужчина стал звонить в полицию. Его несколько раз переключали - и вот, наконец, он объяснил полиции Чефалу, что здесь оказался запертым турист.

Пока же он все это объяснял, я смотрел на ворота и думал: "Вот приедет полиция, а ворота-то все равно закрыты. Значит, чтобы меня спасти, им какую-то лестницу надо искать. Как это вообще-то делать?.." И вот, цепляясь как-то пальцами за ворота, со штативом в зубах я как-то через них перелез. Сам бы я не стал перелезать, потому что мало ли, что могли бы подумать окружающие; но тут, якобы при свидетелях, я это сделал. Кроме того, на свои балконы уже вышли люди, чтобы на все происходящее посмотреть.

В общем, я перелез, спустился, однако мужчина сказал, что уходить нельзя, потому что в полицию он уже позвонил. И действительно буквально через несколько минут приехали карабинеры, им рассказали всю историю. Они посмеялись - все смешно и весело. Потом они взяли паспорт у мужчины, который мне помогал. Затем они позвонили в храм, и из храма приехал сторож, еще какой-то настоятель. Собрали все документы, потом прошли в храм, проверили все двери на предмет того, что я там ничего не сломал.

Они понимали, конечно, что я ничего не сломал - потому что у нас контакт был хороший - но порядок есть порядок. Все проверили, пожурили настоятеля, что нужно проверять, есть ли кто-то на территории, прежде чем дверь закрывать. Потому что, может быть, опять турист попадется. И каждый раз им по вызову приезжать не хочется. Мы мирно расстались, а потом приехали ко мне - интересно, что меня не посадили в машину, она ехала сзади. Я был готов ко всему, но полицейский сказал: "Наверное, это не очень хорошо, если ты поедешь в полицейской машине." И правда, складывается впечатление, что я, как преступник. Хотя и так, когда идешь с полицейскими, то это выглядит так, как если бы я был преступник. И вот я иду рядом с полицейским, сзади едет полицейская машина - тоже это как-то странно ощущается. В общем, мы пришли, переписали паспорт - и история закончилась.

Однако, представляете, как интересно оказаться запертым в храме! Я же смотрю на все символично. То есть, я оказался запертым не в гараже, не в поезде, не в ресторане - а в Храме Святой Троицы. И вот я теперь собираюсь туда пойти уже в спокойном состоянии и прочувствовать все получше; действительно есть такое желание. Храм Святой Троицы находится на отшибе города, и он интересный.

Такие дела - мир общается с нами, нужно это слушать!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>