Как развиваться духовно в европейском социуме, с учетом его современных реалий? У многих, кто задается этим вопросом, складывается ощущение, что прогресса в духовности от занятий йогой не происходит. Однако, что вообще можно считать критерием такого прогресса? Поскольку йога традиционно считается учением, пришедшим с востока, то интересно увидеть разницу в оценках между восточным и западным подходом к этой проблеме. Именно об это дальше в видео и статье.
Оглавление
- О вреде ожиданий и фиксированных представлений
- Как развиваться духовно
- Духовность: что именно мы ищем?
- Духовность для индуса и европейца
- О духовном кризисе и разных смыслах жизни
О вреде ожиданий и фиксированных представлений
Тему отношения к прогрессу в духовном развитии я решил затронуть благодаря вопросу Романа, написавшего следующее: "Практикую кундалини йогу уже год. Получил хорошую спину, что, конечно, очень гуд, но ожидал от йоги духовного развития, потоков энергии и прочее. А выходит только физкультура. Нет никаких ощущений, медитации тоже. Просто сидение с закрытыми глазами. Может, есть какое-то более сильное лекарство. Или со мною что-то не так?"
Первое, о чем хочется сказать: все-таки кундалини йога - это не просто физкультура. Действительно, есть йога, которая больше похожа на физкультуру, чем кундалини йога. В кундалини очень много каких-то странных мантр, странных крий. И это тоже помогает выйти из каких-то клише разума, который не понимает, что же тут происходит. Но, несмотря на это, у вас есть ощущение, что у вас нет духовности. Или, как вы пишете, "ожидали потоков энергии, духовного развития, а здесь физкультура".
Есть это все там - и духовность, и потоки энергии. Просто у вас много ожиданий, есть какое-то представление о том, что такое духовность, и вам очень страстно хочется ее получить. И когда есть ожидания, мы и не получаем. Если расслабиться, эти все ожидания отбросить, то все приходит естественно.
Знаете, мне часто задают вопросы: "почему я не чувствую какой-то там поток, вы тут рассказываете, а я делаю асаны, и ничего не чувствую". Вот это из этой же серии. Очень хочется почувствовать. И мы просто прямо ищем. Знаете, примерно так: "вы мне конкретно дайте эту духовность, на тарелке положите эту духовность, чтобы я видел ее, чтобы я мог туда вилкой своей копнуть, съесть ее - и вот тогда я пойму, что да, это духовность; а вот это, вроде как, и не духовность."
Как развиваться духовно
А духовность - все вокруг духовность. Вы утром просыпаетесь, смотрите в окно, и что вы там увидите? Можете увидеть духовность, а можно ее не увидеть. Даже если напротив вас дом стоит, все равно вы можете увидеть духовность. В том, как начинается день, как птички щебечут, как люди где-то огоньки зажигают. Люди где-то у себя в квартире свет включают, и вы чувствуете это тепло, чувствуете какую-то энергию из этих других квартир. Чем это не духовность - чем не ответ на вопрос, как развиваться духовно? А уж в кундалини йоге-то этого очень много. В любой йоге много.
Хотя, видите, мир очень хитро поступил с йогой. Я имею в виду наш социум. Есть несколько способов борьбы. Один способ борьбы - это исключить что-то из жизни. То есть, его нет. Вот так можно бороться. А второй способ борьбы - это дать слишком много. Помните, антилопа из мультфильма: "золото, золото, золото - хватит!!!" Вот из этой серии мы сейчас получаем. Когда-то йоги не было. Потом немного приоткрылось - и все в нее пошли, начали получать очень мощные результаты. А потом ее стало так много - как это "хватит!" - все, уже надоело, сколько можно, да?
Но не для всех так, просто для некоторых. Однако, для многих йога все равно работает - и работает здорово. Но нужно посмотреть вглубь, понять что такое яма и нияма. Увидеть, как развиваться духовно, усвоив и разобравшись в принципах ямы, что такое ахимса, апариграха, сатья, астея. Почувствовать это.
Может быть, прежде чем задаваться вопросом, как развиваться духовно, нужно подумать и ответить себе на вопрос, что же такое для вас духовность. Распутать узелки, чтобы понять, что вы ищете. Может быть, ничего - вот вы распутаете, а там ничего. То есть, вы не сможете себе сказать. То есть, получается, что вы что-то ищете и не знаете, что. Так и происходит чаще всего. Когда мы ищем, мы не знаем, что мы ищем. Большинство людей в нашем российском, европейском социуме находятся в поиске. Люди ищут.
Это кардинально отличается от того, что здесь. Люди не ищут - вот она разница цивилизаций, Восток-Запад: никто ничего не ищет. Все есть. Вон дерево здесь рядом - это храм. Все, зачем искать, как развиваться духовно? Вот он Храм, вот духовность - дерево большое, красивое. Молись - и не надо ничего искать. Наш же человек будет искать храм какой-то особенный, для того чтобы помолиться именно в этом храме. Я сейчас без сарказма говорю, потому что сарказм - это то, от чего нужно уходить. Просто это чтобы показать абсурдность ситуации.
Духовность для индуса и европейца
То есть, мы, получив по праву своего рождения в европейском социуме - получив огромное количество свободы, мы получили и проклятие, с этой свободой связанное, поиск. Помните детскую сказку "пойди туда не знаю куда - принеси то не знаю что"? Вот она. Куда, чего принести? И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Потому что мы внутри чувствуем это, понимаете? Мы чувствуем, что нужно куда-то пойти и что-то принести. А куда пойти - я не знаю; а что принести - я не понимаю! И вот люди начинают в каких-то этих своих невротических ужастиках совершать какие-то действия - идти туда, туда, туда... В конце концов, ноги становятся просто деревянными, костенеют.
Люди полностью исключают духовность из своей жизни, говорят, что это все сопли и нужно просто зарабатывать бабки и все. И я буду счастливым - что вы мне тут рассказываете вообще. Вот будет у меня сейчас десять тысяч долларов в месяц доход, через год будет сто тысяч - и я буду ровно в десять раз счастливее. А может быть, и больше, потому что тут экспонента. И такому человеку нужно прожить это все, прожить, неспроста он родился именно в этом социуме. Нужно прожить - и в течение всей своей жизни он будет проживать. Какой-то момент наступит, когда он поймет, что это не то.
О духовном кризисе и разных смыслах жизни
У меня есть друзья детства, которые сейчас проходят жесточайший кризис середины жизни, потому что достигли большого успеха. Как раз много денег - очень много. И вдруг, в пятьдесят лет пришло понимание, что счастье-то где-то вообще не здесь... И человек готов эти деньги отдать, чтобы вернуться в восемнадцать лет, в те ощущения, что были тогда. Вот к этой яркой жизни. Помните, как у Агутина "босоногий мальчик"? Вот почувствовать это же самое. Только Агутин не про пятьдесят лет поет, немного пораньше. Но мне как-то не верится, что это возможно в двадцать семь лет, например, - такие переживания, когда человеку хочется вернуться в босоногое детство.
Скорее, все-таки это к середине жизни. Просто, возможно, кто-то проходит этот кризис раньше, и мне кажется, что тогда легче. Я его тоже проходил, но где-то в сорок-сорок пять. Хотя трудно сказать "легче - не легче", плющило очень хорошо!.. Но, кто не проходит, это вообще кошмар. Вот почему многие мужчины умирают рано - потому что нет ответа на вопрос, как развиваться духовно, - нет смысла жить, вообще.
А без смысла жить - долго не проживешь. Кто-то может и без смысла жить долго, потому что есть у него какие-то смыслы другие. Знаете, есть люди, которые живут в состоянии овоща - и мы думаем, что же он живет-то вообще, вроде, ценные для общества люди умирают, а вот этот живет. Но мы не понимаем вообще ничего. То есть, что-то происходит и зачем-то этому человеку нужно именно в этом состоянии находиться, и что-то с ним происходит в это время. Возможно, это тоже способ найти ответ на вопрос, как развиваться духовно, и какую-то пользу человек извлекает и в этом состоянии.
Не самое "полезное" состояние "успешный человек" - например, великий музыкант, художник, актер, бизнесмен, президент. Нет возможности сравнивать, что полезнее. То есть, каждому свое полезно. И не зря говорится о Колесе Сансары, что оно вращается, и мы переходим. Иногда бывает, что мы уже все, президент, а потом по каким-то причинам можем быть очень далеко от президентства. Потому что интересным стало что-то другое. Но это если вы верите в реинкарнации. Если не верите, то во что-то все равно верите.
Отвечая себе на вопрос, как развиваться духовно, оставайтесь честным по отношении к своим истинным желаниям и потребностям!
Удачи Вам на Пути!
От редакции Бирюзового мира