Многие, практикуя йогу, сталкиваются с тем, что некоторые асаны даются сложнее других - мы ищем способы узнать, как развивать гибкость тела. Иногда мы подолгу упираемся в эти ограничения, и несмотря на постоянство и усердие, в некотором замешательстве через какое-то время окончательно понимаем, что прогресс остановился, а практика нас более "никуда не ведет". Тогда мы, уже готовые опустить руки, начинаем вкладывать энергию в попытки осознать причины, из-за которых у нас нет гибкости. Часто в этих случаях мы сильно углубляемся и заходим издалека. Однако стоит разобраться, будет ли конструктивным такой подход к практике йоги. Прежде всего, стоит ли тратить усилия на поиск причин, по которым в теле нет гибкости и которые находятся в далеком прошлом - или правильнее продолжать практиковать, отталкиваясь от состояния и ощущений в теле "здесь и сейчас". Подробнее о том, что и в какой мере предпочтительнее, узнаете из видео.
Оглавление
- Особенности конституции: в чем важность для практики йоги?
- Игры разума - препятствие к развитию в йоге
- Как развивать гибкость тела
Особенности конституции: в чем важность для практики йоги?
Очень интересный вопрос по этой теме задала Гуля Х.: "Никогда не могла наклониться в пасчимоттанасане. В области паха не сгибаюсь. Спина округляется, вытягивается болит. Связано ли это с блоками? Или это анатомические особенности?"
Не могу не спросить в ответ: "Скажите, а как Вам будет легче: если я скажу, что это анатомические особенности, потому что вы азиатка; или скажу, что это анатомические особенности, связанные с тем, что вы ведете определенный образ жизни? Или если я скажу, что это связана с какой-то далекой травматикой, которая обеспечила такой защитный механизм, что вы не можете наклониться? Вот в каком случае Вам станет легче?"
В принципе и этот вопрос риторический - чтобы вы сами себе сейчас ни сказали, мы часто задаем вопрос, чтобы нам стало легче, но к йоге это не имеет никакого отношения. Самое главное, что у вас есть какая-то данность вот сейчас. Вы не можете садиться, тем не менее, какие-то асаны вы можете выполнять. Очень хорошо, что вы заметили, что вы поясницей компенсируете - вам этого делать не нужно. Вам нужно работать над этими тазобедренными суставами.
Игры разума - препятствие к развитию в йоге
И причина может быть как в том, что вы азиатка, так и в том, что вы ведете образ жизни не тот, или в травматике в реинкарнациях, или где-то в родовой истории - где угодно. Можно запутаться в этих объяснениях. Объяснения важны, но когда они приходят в качестве инсайта. То есть, вы выполняете, и вдруг вы что-то поняли. И когда вы поняли, то заметили, что вы вдруг дальше смогли в асану войти. Вот тогда это объяснение важное. Когда без этого, то это игры разума. А разум такой хитрый! Разум пытается играть с разумом в игры. Это даже не вы - это как собака с собственным хвостом - никакого смысла. Вообще никакого. Какой бы ответ разум ни нашел, этот ответ не будет иметь отношения к реальности. А может быть, случайно будет иметь отношение.
Ценность мы принимаем только тогда, когда мы получаем что-то в медитации. Наш разум - это результат уже той самой великой иллюзии. И он находится внутри ее, внутри этой иллюзии. Все, что он делает, это играет с этой иллюзией - перебирает какие-то вещи, какие-то мысли, делает какие-то выводы. Говорит: "да, это все так". Это все внутри иллюзии происходит. Выйти из этой иллюзии можно только в процессе медитации, этим мистическим опытом. Вы получаете какой-то опыт, и вы поняли, что это там - вот оно. И вы поняли, что оно непосредственно связано вот с этим, с вашими ограничениями. И это сразу отразилось бы на выполнении асаны.
Если это сразу отразилось, то это не игра разума, а действительно реальность. Вы получили опыт откуда-то издалека. Поэтому, я не скажу: "да, из-за того, что вы азиатка, вы можете смириться с тем, что вы эту асану не выполняете". Это ни к чему.
Есть асана. Ее можно не выполнять, если вы ее не можете выполнять. То есть, для вас есть асаны, которые более подходящие сейчас. Например, вам нужно работать с тазобедренными суставами. А может быть, вас держат мышцы задней поверхности ног.
Если вы делаете полушпагат (ардха хануманасану) - одна нога стоит на колене, а другая вытянута вперед. Где вы почувствуете ограничения? Если в мышцах, то это проще; если в суставе, то это значительно сложнее. Напряжение в мышцах прорабатывается достаточно легко, это какая-то поверхностная эмоциональная нагрузка. Наклон вперед отрабатывается сложно, для этого задействуется пресс. Ардха хануманасана вполне подходит. Уттанасана - простой наклон вперед, также будет подходить. Только при наклоне не надо скруглять спину, можно, наклоняясь, опираться, скажем, на подоконник, постепенно вытягивая заднюю сторону ног.
Удачи Вам!
От редакции Бирюзового мира