Суть медитации принятия себя в парадигме христианства

Ишвара Пранидхана - один из принципов ниямы, 1-ой ступени йоги согласно Йога Сутрам Патанджали. Это этический принцип принятия Божественной воли во всем, что нас окружает и с чем мы соприкасаемся в окружающем мире. Причем, принятие означает здесь способность увидеть Любовь Бога во всех проявлениях жизни. Если посмотреть глубже, то прийти к тотальному принятию всего мира можно, только оттолкнувшись от самого первого принципа йоги - Ахимса (не навреди), - исключающего любое насилие, в том числе, идущее от непринятия себя. Йога не является религиозным учением, однако ишвара принидхана - как и ахимса, и ряд других принципов ямы и ниямы - сближают йогу и религию в нашем восприятии. И в этот момент те, для кого принципиальны концепции на уровне логического восприятия, ощущают конфликт между йогой и христианством, противопоставляя одно другому. Из этого же искусственного конфликта проросли корни чувства вины и стыда: за собственные "несовершенства", за псевдо отречение от "истинной веры" и так далее. Однако понятие "любить человека", согласитесь, мало общего имеет с логической рационализацией. Почему же понятие "любить Бога" должно как-то иначе восприниматься нами, чем понятие "любить человека"? Что по-настоящему важно для веры, как избавиться от чувства вины и стыда и какова психология гармоничного взаимодействия с собой и всем окружающим? Читайте статью и смотрите видео, чтобы приблизиться к источнику любви внутри себя.

Ирина К.: "Во время выполнения заданий по курсу все сводится к чувству стыда. За что, перед кем? Понимаю, что все это навязанное. Как развязаться? Помогите научиться."

Знаете, Ирина, действительно, чувство вины и стыда в нас заколачивают с самого раннего детства. Оно основано на множестве других каких-то поведенческих реакций, игр. Оно где-то в корне оказывается.

Это вина присутствует в нашем социуме еще и потому, что наш социум христианский. В христианском социуме это чувство вины базовое. Что мы рождены в грехе, что бы мы ни делали, мы за все должны просить прощения. И все молитвы такие - если не все, то большинство. "Господи, я виноват, я согрешил..." - вот это чувство вины есть. Интересно, что, когда его принимаешь, то в нем видишь очень блага. Интересно происходит, если его принять. Но можно ли как-то по-другому - не принимая, не считая себя ни за что виноватым?..

"Я не виноват." Как избавиться от чувства вины, борясь с ним? Психология в данном случае такова, что каждый раз, когда у вас возникает чувство вины, вы говорите: "нет, я не виноват". Честно говоря, я сомневаюсь, что это может эффективно сработать. Попробуйте все же принять - не бороться с этим чувством. Действительно, это восточный путь - не бороться, путь ненасилия. Не боритесь, примите искренне. Попробуйте в медитации это сделать - нужно освоить, что это такое.

Если вы сразу начнете с людьми себя так вести, возможно, вы сразу почувствуете, что вам на шею садятся. Потому что это чувство вины как раз на уровне вишудхи. Поэтому "на шею садятся" - ты виноват, значит, ты еще и это должен сделать, и вину свою искупить... Поэтому попробуйте в медитациях и в работе с собой пройти собственный путь к тому, как избавиться от чувства вины. Психология этого процесса такова, что, когда вы заметите вишудховские состояния, которые освобождают от вины, тогда уже можно будет начать проявлять их в социальной активности и своей жизни.

Что значит "с собой в медитации"? Просто примите это, погрузитесь - скажите "да, каюсь, Господи, виноват, прости, - я самая страшная, самая грязная, сколько у меня срамных и греховных мыслей..." Пусть с точки зрения йоги это какой-то абсурд - какие грехи, о чем мы тут говорим, причем тут вообще йога. Но если вас трогает тема чувства вины: как избавиться, психология этого состояния - то пойдите ей навстречу, откройте двери и пойдите туда с головой. Выбросите из разума все эти мысли, что это неправильно, так не нужно делать - возможно, это будет непросто, но попробуйте.

Мне удается прийти в эту сладость, благость. Когда я об этом задумываюсь, то прихожу в мыслях к тому, что святые отцы - Сергий Радонежский, Серафим Саровский - были далеко не посредственными людьми. В самом деле же так! И мир не изменился с тех пор, и люди не изменились. Но как они могли творить чудеса, как они могли быть святыми - они поняли это! Понимаете, они пошли навстречу, они не боролись...

Возможно, если они включали разум, то тоже чувствовали что-то вроде того, что есть какой-то "перекос, он произошел, и Христос другому учил..." Но они не боролись! Мы живем в этом социуме, где существует философия православия. Все, нужно это принять, в этом раствориться, оно несет огромный духовный потенциал. Но мы его не принимаем, потому что мы зацепились за какие-то слова в молитвах: "вина и стыд", как сказала Ирина.

Вот вы зацепились за это - и это вам мешает. Если вы примете и стыд, и чувство вины, то вам станет значительно лучше! Возможно, есть за что. Вы же не знаете всей картины! Мы часто говорим: "да не за что мне, откуда мне взять чувство вины". Но мы же не знаем, что происходило, когда это было. У каждого из нас, на самом деле, действительно есть в истории какие-то неблаговидные поступки. Они есть, так что есть повод и для такой практики.

Но все-таки начните с медитации. Не кидайтесь куда-то на людей: "прости меня, я виноват, я обманывал и тебя, и тебя, и я жадный, и мыслей у меня много нехороших в голове"... Да у кого этих мыслей нет! Мы же связаны все и со всем. Почему Будда давал обет не уходить в нирвану, пока не "освободится" до состояния нирваны последнее живое существо. Потому что невозможно в действительности уйти в нирвану, если здесь есть какое-то страдание, есть обман. Все, что вы видите вокруг, вас касается. И за это можно просить прощение, можно испытывать чувство вины. Как избавиться от него - вопрос, который будет мотивировать вас на пути вашего развития.

От принятия вины и стыда к открытию высшей благости

Да, даже если вы скажете, что так не поступаете, - например, люди выбрасывают мусор, батарейки. Например, меня очень глубоко трогает, когда люди батарейки выбрасывают, учитывая, сколько яда в этой батарейке. Там же энергия - и чтобы ее получить, сколько этой энергии нужно откуда-то собрать; и потом происходит разрушение такого же пространства вокруг. Я когда-то читал, что там, где выброшена одна батарейка, пятнадцать метров земли вымирает. И при этом люди их выбрасывают.

Я же с тех пор не могу выбрасывать батарейки. Я их покупаю, затем, использовав, их с собой вожу (в Индии полгода я был и возил батарейки с собой, ни одной не выбросив там), а приехав домой в Москву, сдаю на утилизацию. Их нужно утилизировать особым образом. Однако люди выбрасывают батарейки на наших глазах, и нам может быть больно за это, и мы можем думать: "да как же это меня-то касается; он такой - я-то здесь причем!" Но если мы живем рядом с этими людьми, значит, и нас это касается.

Кайтесь, вините себя. Вместо того, чтобы искать путь, как избавиться от чувства вины, попробуйте пойти в эту практику покаяния и дойти до той сладости, которую открыли для себя святые отцы, понимаете. Она там есть, и вы ее тоже можете открыть - и ничего больше не нужно будет. Если откроете, то ничего больше не нужно, никаких других практик - молитесь и очищаетесь. Себя очищаете, и все пространство вокруг очищаете - величайшее благо!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>