Как принять смерть близкого человека

Мы привычно избегаем говорить о смерти, хотя и неизбежно встречаемся с ней в жизни. Безусловно, все по-разному подходят к вопросу, как принять смерть близкого человека. При этом, независимо от отношения и мнения любого из нас, смерть входит в нашу жизнь всегда неожиданно, неотвратимо, откуда-то из-за охватываемых разумом пределов - сколько бы мы ни пытались рационализировать по этому поводу. Как и на все другие аспекты жизни, мы можем посмотреть на смерть сквозь призму философии йоги. Это позволит отойти от закрепившихся у нас взглядов и убеждений. Попытаемся приоткрыть для себя новые грани, способные эмоционально уравновесить нас в восприятии смерти и, тем самым, помочь или подготовить к разрешению не прожитых душевных конфликтов, а иногда и залечиванию глубоких ран. Далее обо всем подробнее читайте в статье и смотрите в видео.

Как отпускать умерших?.. На этой неделе почему-то несколько раз возникала эта тема, вопросы жизни и смерти. Как какие-то глубинные вопросы йоги. Александр даже предложил сегодня обсудить эти вопросы глубже. А кроме того, я хочу процитировать вопрос, который я получил от женщины, попросившей не называть ее имя. Я прочитаю письмо - почувствуйте, друзья. Тема очень не простая, болезненная. Почувствуйте то, что вы при этом почувствуете. Не отгораживайтесь. Мы часто отмахиваемся, отворачиваясь в другую сторону. Почувствуйте! Вы же знаете, что смерть касается всех. Рано или поздно мы все умрем - либо столкнемся с темой того, как принять смерть близкого человека. Давайте сейчас немного прикоснемся к этой теме, не уходя в нее далеко. Чтобы далеко не уходить в тамас, коснемся все-таки этой темы немножко. Самое главное, будем сохранять осознанность.

Чувствуйте - и сохраняйте осознанность, не становитесь просто чувствами. Сознавайте их как что-то, в себе возникающее, какие-то состояния. Чувствуйте их как что-то - вот они пришли и они уйдут. Тема переключится, и состояния уйдут. Так вот - перейду собственно к письму.

"Здравствуйте, Сергей! Заинтересоваться йогой меня заставило очень тяжелое событие в моей жизни. Более трех лет назад я родила мертвую девочку. С тех пор моя жизнь разделилась на до и после. Но, что удивительно, еще до этого события у меня была уверенность, что события прошлого можно менять. А во время беременности эта уверенность особенно всплывала в мыслях. Я даже решила для себя тогда, что рожу и займусь поиском информации на эту тему. Так и случилось. Но намного трагичнее, чем я могла себе это представить. Я много слышала, что йоги обладают сиддхами и даже способны влиять на события прошлого и будущего. Поэтому я и стала искать такую возможность. Хочу спросить Вас, известна ли Вам какая-то практика, какой-то способ изменить то, что случилось с моей малышкой, изменить это трагическое событие, поменять прошлое. Может быть, я, конечно, сошла с ума, но я уверена, что это возможно. Но как?"

Смерть за гранью представлений и ожиданий

Действительно, смерть бывает очень необычной. И даже бывает так. Опыт очень тяжелый - для женщины, матери это тяжелейший опыт, и в общем-то, каждый раз, когда мы сталкиваемся со смертью, этот опыт для нас непрост. Мы привыкли к человеку, например, к маме, папе, брату, ребенку - и вот он уходит. Как вы знаете, в разных культурах разное отношение к смерти.

Возможно, вы видели по телевизору, а может быть, были на негритянских похоронах, где танцуют, поют, устраивают праздник. Потому что понимают, что тому, кто ушел, тоже нелегко. У него трансформации гораздо больше, чем у вас сейчас, и оттого, что вы сейчас плачете и переживаете по этой теме, ему лучше не становится. Я рассказывал, что рос в Молдавии. И знаете, даже после перестройки, когда начался развал страны, родители - они из Украины - решили там остаться, потому что место чудесное. Город Сороки - очень красивое место, напоминает мне Чефалу. Тоже есть гора и город внизу, только вместо моря река Днестр. Очень красиво. Родители там и покинули мир.

И знаете, в Молдавии есть очень интересная традиция. После того как человек умер, естественно - хотя нет, не естественно, это тоже не всегда, если вы можете договориться, чтобы не вскрывали - то для человека не делают вскрытие. Но если этого не получилось, то вы можете договориться с моргом и после вскрытия забрать тело домой, чтобы покойник переночевал ночь дома. И только на следующий день его хоронят. И вот в эту ночь приходят близкие друзья, соседи и всю ночь они сидят, пьют, кушают, рассказывают какие-то интересные истории. Тут же стоит гроб с покойником.

И раньше, вы знаете, я тоже от темы отгораживался. Когда доводилось бывать на кладбище, я с кладбища ничего не брал, опять же я знаю, что ничего не надо брать с кладбища, нужно все там и оставить, в мусорку выбросить. Когда я приходил домой, то руки помою, бывало, такая тяжесть оставалось - я в церковь шел. Как-то это нужно отпускать было. А тут я почувствовал это по-другому. То есть, покойник тут рядом, и ему хорошо. Он здесь же. Вы же знаете, бывает, что, когда человек умирает, он вдруг начинает нам сниться. До этого не снился, а тут прямо раз за разом снится, снится... Я сейчас не касаюсь вопросов прошлых жизней, реинкарнаций, каких-то глубинных вопросов буддизма - бардо; в христианстве - это чистилище, как это происходит, на какой день. Это отдельная тема - очень и очень глубокая и отдельная.

Сейчас просто я пытаюсь поделиться своим состоянием и помочь вам проживать подобный опыт более гармонично. Потому что смерть изображается у нас как богиня страшная, с косой, в капюшоне. Я же по-другому ее чувствую - как священнодействие, как если бы я попал в храм, и в этом храме очень тихо, все очень гармонично, очень спокойно. Смерть можно так ощущать. Кроме того, тут мы действительно соприкасаемся с Божественным, потому что смерть не в нашей власти.

Мы можем играть в наши игры разума очень долго. Но когда у нас возникают серьезные заболевания, в этот момент мы выключаем автоматически все игры, насколько бы привычны они нам ни были. Ну не все выключают, многие доигрывают дальше. Однако многие выключают - человек начинает жить совсем по-другому. Бывает, что человеку остается жить совсем немного - полгода, год... И в это время человек получает такой опыт, который дает ему то, что должна была дать эта жизнь. Человек живет по-другому.

Кроме того, действительно мы не понимаем, как и почему кто-то умирает. Мы пытаемся как-то рационализировать, но в глубине мы не понимаем.

"Махабхарата": какой опыт стоит за смертью

Когда-то я купил фильм "Махабхарата". Вы знаете, что есть священный текст с этим названием, но на его прочтение нужно очень много времени. Кроме того, нужно понимать, что этот текст переведен. В любом случае, он уже действует не так, как если бы я его читал в оригинале. В общем, я в результате смотрел фильм. В первой серии этого фильма - посмотрите, кстати, очень интересная сцена - возможно, благодаря ей я посмотрел несколько серий. Я не досмотрел этот сериал до конца. Там, по-моему, сто серий - что-то около этого - сейчас, если вышла новая версия "Махабхараты", то не перепутайте - это старая версия, 90-ый год примерно, тогда она вышла.

Так вот, в первой серии происходит интересная тема. Царь - кшатрий, как вы знаете, есть варны (шудра, вайшью - слуга, кшатрий - воин и потом брамин - учитель, священнослужитель). Так вот, царь - это кшатрий; Путин у нас - это кшатрий, управленцы бизнеса - это кшатрии, люди, которые следуют каким-то идеалам, более высоким, чем большинство других людей (собственная выгода). То есть, это люди, которые готовы умереть за страну, за символ какой-то - это кшатрии. Так вот царь империи того времени охотится на берегу Ганги и видит женщину, понимая, что это женщина непростая, это богиня. Он подходит к ней и говорит: "Женщина, ты мне нравишься..." Дальше в фильме показана легкая интрижка - но суть не в том.

Царь делает ей предложение, и она ему отвечает: "Я соглашусь, если ты дашь обещание не ограничивать мою свободу. Это одно обещание - ты никогда не будешь просить меня объяснить мотивы моих поступков. Я всегда буду поступать как хочу, и ты это будешь принимать." Он говорит: "Хорошо, слово кшатрия." То есть, слово кшатрия - это закон. Он лучше умрет, чем нарушит это слово.

* * *

Вы представляете, что значит Богиня, Ганга? Ганга - Богиня, и кшатрий не простой - у кшатриев же тоже разные уровни есть - то есть это Царь Империи. Так вот, сыграли свадьбу, через некоторое время рождается ребенок. Царица выходит из комнаты с этим ребенком, идет к реке. Царь думает, что происходит, почему она идет не к нему, пытается понять, что происходит, идет за ней и наблюдает, как она опускается к реке и топит младенца. Вы представляете, что это такое для мужчины? Что это такое для нашего эго - и не задать вопрос, почему ты так поступила. Он не задал этот вопрос - все принял.

Проходит год, рождается второй сын - и она поступает точно так же. Затем с третьим, с четвертым, с пятым, с шестым, с седьмым... Каждый раз он идет за ней - и каждый раз наблюдает, как она топит ребенка, младенца. Можно подумать, что женщина сошла с ума. Можно подумать, что это какая-то личная месть мне... Что происходит? Как вообще можно не задавать вопрос, давая ей свободу, потому что ты обещал, какое мужество нужно иметь для этого! Сильнейшая сцена! Эта серия настолько четко отражает дух Индии, культуру, эту духовную основу - что потом просто хочется посмотреть всю "Махабхарату", все девяносто или сто серий...

* * *

И вот рождается восьмой - он опять идет за ней, она наклоняется над Гангой, и он кричит: "Стой! Я больше не могу это вынести, скажи мне, зачем ты это делаешь?!" Она говорит ему: "Ты помнишь, что ты обещал не задавать вопрос?" Он отвечает: "Да, я это помню, я понимаю, что я нарушаю свое обещание, но мое сердце не выдерживает. Я не понимаю, я не могу это принять и я прошу тебя объяснить, что ты делаешь." Она говорит: "Хорошо."

И она объясняет ему, что эти дети - это какие-то проклятые небожители, их кто-то проклял, чтобы они родились на Земле. Это проклятие. Но для того чтобы не проживать эту жизнь - если ты ее проживаешь, то ты собираешь эту карму, в результате которой ты снова рождаешься - так вот, чтобы не проживать эту жизнь, она делает то, что делает. Только он рождается, она его сразу несет в Гангу, священную реку - и все, Божество обратно возвращается на облака. И она говорит: "Ты просто забыл - мы с тобой тоже прокляты, и поэтому мы здесь. Но сейчас, нарушив свою клятву, ты освободил меня от проклятья, и я возвращаюсь на небо. Прощай!". Берет с собой ребенка и уходит. Он ее просит: "Оставь мне сына!" Она же отвечает: "Я тебе его верну, когда придет время." И уходит вместе с ним.

При этом она рассказывает ему также историю о том, как они были прокляты. Они были на небесах, у обоих тоже Божественная природа. Она Богиня Ганга, он также воплощение одного из Божеств. Какая-то сцена, в которой показано воплощение царя - кажется, это Индра. А она - дочь Брахмы. Она приходит вместе с Отцом, такая прекрасная, все на нее смотрят - и в какой-то момент то ли сдуло накидку, то ли приподнялось платье - все глаза опустили, а только он не мог от нее отвести глаз и продолжил смотреть. И когда Отец Брахма это увидел, он проклял обоих, потому что ее вина в этом тоже была. Проклял на воплощение на Земле.

Слушая эту историю, можно подумать, что же там в Индии сплошные проклятья, сплошные воплощения... Но нужно понять, что это очень конденсированный опыт, который можно было бы растянуть. Однако он показан очень концентрировано. 

Часто мы не понимаем, таким образом. Когда ребенок рождается и сразу умирает, или даже когда рождается мертвым - нет необходимости пытаться вернуть, на мой взгляд. Я понимаю, что это очень тяжело. Но возможно, эта история из "Махабхараты" вас поддержит. Почувствуйте святость этого момента, почувствуйте свободу выбора той души, которая пришла и сразу ушла, не получая земной опыт. Почувствуйте, какой опыт это для вас, почему это вас коснулось.

Разум не даст ответ, но вы можете это почувствовать, даже не как ответ, а как состояние - проживите их. Вы сейчас от них отталкиваетесь, вы не принимаете, а вы примите, дайте место тому, что произошло. Вы станете счастливее, гораздо счастливее. Дайте этому место - просто впустите, скажите: "Да! Это было." Я понимаю, что вам сложно почувствовать благодарность к этому, но просто дайте место - и вы уже почувствуете, как энергия пройдет. В любом случае, вы уже получили этот опыт.

То, что сейчас происходит у вас в психике, вот это "хочу", "не хочу", "тяжело" - уже не меняет этот опыт, это всего лишь наполняет вашу жизнь этим неприятием, этой тяжестью. Отпустите ее, живите, дайте себе свободу жить дальше.

Вы точно подметили, что жизнь разделилась на "до" и "после", но "после" жизнь не обязательно должна быть трагедией, жизнь продолжается. Поверьте, что то, что произошло - это очень важно. И расслабьтесь. Знаете, как после сложной практики йоги у нас идет шавасана и мы расслабляемся, для того чтобы принять плоды этой практики. Также и вы - расслабьтесь, чтобы принять плоды. Вы их не принимаете, но вы можете их принять.

Почему именно у вас этот опыт? Примите плоды - вы достойны этого, достойны! Ваша душа к этому готова, она очень сильная. Не каждый человек получает это, не все смогут это вынести. Но, кому это приходит, может это вынести. Понимаете? Дальше всего лишь игры разума, которые мешают. Мы слишком вовлечены в это - "а почему?", "а что можно было бы изменить?", "а кто виноват? - ах, я виновата"! Не виновата - никто не виноват. Все свободны. И это душа - это ее выбор, но этот выбор связан с вами. Так же, как в этой истории из "Махабхараты", все переплетено и все связано.

Благодарю вас за этот вопрос, потому что благодаря ему мы все соприкоснулись с чем-то более глубоким, чем то, что обычно мы хотим - не хотим, ради чего мы, как нам кажется, живем, практикуем йогу... Есть что-то очень красивое, очень глубокое и гармоничное - СПАСИБО!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост