Буддизм и его основные идеи: взять на себя болезнь другого

Тема для статьи возникла в связи с вопросом о практике Тонглен, одной из ключевых практик в контексте буддизма и его основных идей. Болезнь, как и сама природа боли в буддизме рассматриваются иначе, чем это привычно для европейцев. Можно ли и зачем брать на себя чью-то боль, как это предполагает Тонглен? Идея кажется парадоксальной, на первый взгляд, для современного западного мировоззрения. В нас глубоко прошито восприятие боли как чего-то негативного, от чего нужно отвернуться, поскорее уйти и, по возможности, вовсе избежать. Мы пренебрегаем сигнальной функцией боли. Однако, ведь порой боль - это самый мягкий способ для нашего мозга воспринять обратную связь от мира о нарушенной в нем гармонии в результате нашего же поведения. И снова, причем тут боль другого человека? Дальше в этой статье и видео, не раскрывая, конечно, всю полноту и глубину практики Тонглен, попытаемся прикоснуться к теме буддизма и его основных идей, в частности, значения болезни, природы боли и смысла концепции ее принятия от другого человека. Подрбнее об этом читайте статью и смотрите видео.

Итак, можно ли взять себе болезнь другого человека? Нужно или нет - это другой вопрос. Можно или нет - я сейчас отвечу на этот вопрос. Чтобы лучше его почувствовать, я сейчас прочитаю ратификацию Натальи К. к уроку "36 Шагов Йоги", в котором я объясняю практику Тонглен. Буддизм и его основные идеи очень контрастируют с привычными для западного мира философскими концепциями. Так, Тонглен - это буддистская практика, в которой мы действительно принимаем страдания всего, что попадается нам на пути. Практика очень глубока, и я сейчас не буду ее объяснять. В общем-то, большинство людей не дозрели до выполнения этой практики. Но в уроке курса я передаю состояние, в котором эту практику можно выполнить.

И что же может происходить в результате? Наталья пишет следующее: "Попыталась выполнить практику Тонглен. Утром проснулась с сильной болью в нижней части спины. Это была боль совершенно конкретной небольшой локализации слева от позвоночника. Я подумала, что это хороший повод выполнить практику." Стала выполнять пасшимоттанасану, пыталась дышать в больное место, и ничего не получилось. Очень жаль, потому что я вижу в этой практике возможность освобождения и абстрагирования от боли. Может быть, Вы мне посоветуете что-нибудь?" Вот такой вопрос.

Буддизм и его основные идеи: пустотность и бодхичита

Так можно ли взять на себя болезнь и страдания другого человека. Можно - и как я сказал, эта практика очень серьезна. Для того чтобы ее выполнять, необходимо понимать пустотность всего, что с нами происходит. Опираясь на буддизм и его основные идеи, мы понимаем, что природа всего - пустота. Наши страдания, желания, болезни - пустотны. Кроме того, есть еще принципы буддизма - например, бодхичита. Это безусловная Любовь, преданность Будде, преданности пути Будды. Все это является условием для того, чтобы практики, которые содержатся в буддизме, выполнялись конструктивно.

Однако, если вы выполняете практику и почувствовали боль другого человека, взяли ее, то логично предположить, что ваша жизнь станет сложнее. Да, действительно эта практика позволяет не то чтобы абстрагироваться от боли, но уменьшить количество боли вокруг вас, потому что вы очень осознанны. Вы понимаете эту пустоту, природу того, что вокруг вас происходит. И тогда боль за вас не цепляется - она проходит и уходит. Вы настолько хорошо знакомы с болью - вы смотрели ей в глаза, вы занимались с ней любовью - что вы ее не боитесь ни капли.

Большинство людей боли боятся, не принимают эту боль, не принимают страдания - и в результате боль стоит рядом с ними. Боль не может войти. Она стучит в дверь, вам больно - и мы стараемся куда-то от боли уйти. Когда же вы действительно на пути, вы не боитесь. Вы открываете дверь - и боль заходит и уходит куда-то. Но бывает так, что в нас есть какие-то не охваченные пока сознанием, не освещенные области нас. И эта боль фиксируется в этих областях, тем самым, помогая их заметить.

Принятие боли "на дальних рубежах"

Вот Наталья заметила у себя что-то в области поясницы. В принципе, это область свадхистаны. Наталья начала с этим работать, но боль не ушла. Потому что пока рано. То есть, та боль, которую она получили, содержит какой-то подарок, который еще не был принят.

Да, каждый человек - больной человек - на пути встречается нам не случайно. Если вы можете принять эту боль где-то там и пропустить через себя, то велика вероятность, что эта боль вас никогда и не коснется. Вы ее как бы исследуете и гармонизируете где-то на дальних рубежах. Если это не делать, то боль буде приближаться, и в конце концов, она постучится к вам в двери по-другому. То есть, действительно что-то где-то заболит.

Поэтому практика очень полезная. Но нужно ее выполнять не потому, что вы боитесь, что эта боль придет к Вам. Это буддизм, эта практика работает так, что заходить надо совершенно с другой стороны. Понимая, что нет никакой боли, в принципе, ее нет. Это все иллюзия - результат этих игр, в которые люди играют, заигрались уже и придумывают, как бы еще поиграть. То есть, вы заходите с этой стороны.

Готовность к практике - основа для ее выполнения

Человеку становится легче, когда вы выполняете эту практику. Вы же можете эту боль взять. Действительно, вы ее можете почувствовать. Это логично - поэтому, если от всей души можете попросить человека отдать его боль вам, то человек ее отдаст - и вы ее получите.

Как же странно это звучит, да? Если вы далеки от буддизма... Как же это странно звучит! Принять боль другого человека - зачем? Мы все наоборот бежим от боли. Если кому-то больно, мы стараемся держаться от него подальше. Если нам самим больно, мы стараемся держаться подальше от боли. Мы пьем таблетки, чтобы эта боль куда-то ушла. А тут вдруг такая странная практика.

Но в системе буддизма и его основных идей это ключевая практика, очень важная. Однако, чтобы ее выполнять, конечно же, нужно быть готовым. Не нужно спешить и переходить к практикам, к которым вы пока не готовы. Если же вы чувствуете готовность и выполняете, получаете эту обратную связь - где-то что-то заболело, например, как в примере Натальи, то это действительно освоение практики. Осваивайте ее дальше. Главное, следуйте за своим желанием. Если буддизм и его основные идеи, а также конкретная практика вас привлекают, осваивайте это!

*     *     *

Не делайте слишком широкие шаги. Не нужно прыгать с обрыва, не нужно разгоняться и головой об стену биться! Ничего этого не нужно - возьмите ответственность на себя и двигайтесь маленькими шагами. Увидели, например, три кошечки жмутся друг к другу, им как-то зябко. Я могу почувствовать, что им зябко. Я могу к этому прикоснуться, взять это ощущение и с ним поработать внутри себя. Не нужно сразу что-то такое масштабное.

Взять у кого-нибудь пневмонию, туберкулез, гепатит... Не спешите к этому переходить - нужно начинать с чего-то попроще. И тогда вы будете такие маленькие шаги делать, получая при этом ценную для себя обратную связь. И будете осваивать необыкновенно полезную практику.

Удачи Вам в ее освоении!


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>