О блоках в теле и воспитании творчества в детях

Интересное наблюдение. Во всем доступном нашему восприятию окружении только человеку свойственна потребность создавать и проявлять свои миры из того, что уже так или иначе существует в мире. Исключительно на этой потребности зародились искусство, литература, творчество, через которые у самостоятельных предметов и образов родилась новая жизнь, проявленная через видение их авторов - художников, поэтов, музыкантов... За эту деятельность, выделяющую человека среди всех других божественных творений, прежде всего, отвечает чакра вишудха. Так что же делать, если на ней стоят блоки?

Глава 1. Откуда берутся блоки на вишудхе?

У большинства людей эти блоки есть, особенно, у нас. Не во всех социумах это так. Обратите внимание, как воспитывают детей.

Например, в Индии принимают любую форму поведения. Часто, приходя здесь кушать, я наблюдал, что детям позволяется все. Ребенок может на стол залезть, и никто ему не сделает никакого замечания. А ведь именно такой подход в конечно итоге развивает творческие способности детей. Наши люди, которые оказываются свидетелями этого, смотрят несколько косо. Стоит тарелка, папа с мамой кушают, а ребенок залез на стол, прыгает на этом столе. Они ему дали что-то, он грызет, дальше прыгает. Для нас это немного странно. Мы привыкли говорить: "слезь", "не шуми", "не кричи" - а это уже четкие блоки на вишудхе.

То есть, человеку говорят "не кричи", а он хочет "кричать", хочет что-то сказать миру громко, потому что, когда тихо, то его не слышат. Но ему говорят "не кричи". И так часто это происходит - ребенок еще в коляске, а ему говорят "не кричи". С ним гуляют в парке и говорят "не кричи, ты мешаешь другим детям, другим дядям, тетям". Что значит "мешаешь" - представляете, человеку сказать, что он кому-то мешает! Это тоже блок на вишудхе - ты мешаешь, ты можешь мешать, вообще. О каком тут развитии творчества, в частности, развитии творческих способностей у детей, может идти речь? И вот с таких "мелочей" все начинается.

Далее продолжается в школе, где нас муштруют и подводят под какой-то шаблон. Я не говорю даже о собственном развитии, что у всех свои уровни способностей, у каждого свой путь - и не всем нужно идти туда, куда нас загоняют идти. Вот математика, физика, биология, география - и оценки, насколько ты соответствуешь этому шаблону. Если ты соответствуешь, то ты молодец, тебя все хвалят. В школе, на линейках хвалят, в пример ставят, родители хвалят. А вот если ты не соответствуешь, то тебя, наоборот, всячески гнобят - и собственные родители тоже.

Как сейчас часто бывает - ребенок плохо учится, и родители ему еще и всыпают за это, вместо того, чтобы понять, что вообще происходит, как развить творчество и раскрыть индивидуальные способности личности у каждого ребенка.

Глава 2. Из личных историй

У меня был случай. Один раз меня вызвали в школу, я пришел, потому что дочке сказали привести родителя. Это происходило очень странно, прежде всего, для самого учителя. Она сидит, захожу я и за мной дочка, не решаясь зайти первой, садится за меня, прячется, понятно, что она уже боится, не хочет ничего этого. Я говорю: "Подожди, садись рядом со мной, и вы общаетесь." Просто пытаюсь понять, что происходит, нет цели никакой над ребенком поиздеваться. Это мой ребенок, я хочу сделать так, чтобы ребенку было хорошо, то есть в этом цель.

Учительница начинает говорить, как плохо Настя учится, начинает нагружать этим дочь. Я присутствую, важна позиция - я не включаюсь в этот разговор, а присутствую. В конце концов, чувствуя какой-то перегруз, говорю: "Настя, ну что ты скажешь? Почему ты плохо учишься?" Нужно выслушать противоположную сторону. Ребенок сказать ничего не может, потому что она не понимает - ее так затюкали, что она понимает только, что она, словно бракованный автомобиль, "что-то с ней не так". Хотя на самом деле, причина очень простая. Я подсказываю, говорю: "Может быть, ей не интересно?" - ну это же очевидно!

На мой взгляд, вообще, как раз роль учителя - это зажечь интерес, это тоже вишудха, обратите внимание - у детей же она зажимается. И дочь отвечает: "Да, папа, не интересно". Я чувствую, что ей и сказать-то это сложно, потому что это уже выход из шаблона. Ведь шаблон не предусматривает, чтобы человек размышлял на тему, почему он плохо учится.

Когда задается вопрос "почему ты плохо учишься", то он не подразумевает ответа. Ответ должен находиться где-то в такой плоскости, что "я дурак", "я не могу собраться", что-то еще такое. А когда ты понимаешь, чего тебе не хватает, то это уже выход за рамки шаблона.

Но и учитель тоже при этом выходит за рамки шаблона, начинает кипятиться и говорит, проецируя на всех учеников: "А что я могу сделать, если им не интересно?" Понимает, что я неожиданно включился в разговор. Не знаю, насколько я гуманно поступил, но меня самого эта тема цепляет. Я чувствую заряды - мне реально обидно за детей, которые в эту систему попадают. Бывает так, что действительно есть учитель, который творческий, зажигает детей интересом. И такие учителя просто спасают детей от того, чтобы ребенок не стал шестеренкой в социальной машине.

Но такие качества учителя можно обнаружить вокруг мало, и мне очень обидно, горько за детей. Горько за то, что дети вынуждены сдавать какой-то ЕГЭ, перед ЕГЭ еще какой-то экзамен в девятом классе. ЕГЭ - это два года жизни, когда дети зубрят эти билеты, чтобы сдать экзамены и поступить в институт. Если ты сдашь ЕГЭ плохо, то ты можешь вообще в институт не поступить. И вот представьте - два года жизни, когда у нас абсолютно открытый мозг, человек может все вообще: язык за эти два года выучить, китайский, например, - вместо этого он готовится к ЕГЭ. Кому-то это нужно, но не всем. Нужно тем, кто соответствует этому образу. Человек "квадратный" - и он попал в эту квадратную матрицу, все прекрасно. А если он не квадратный, а шестиугольный, то как его поместить в квадратную матрицу?

И вот человека пытаются подтесать. Мне неприятно за это, и поэтому я несколько эмоционально ответил учителю. "Как Вы не понимаете, почему детям не интересно и что нужно сделать, чтобы было интересно? Если не понимаете, то пойте и танцуйте," - говорю...

Смотрю, дочка под парту медленно сползает, а учительница тоже не могла ничего ответить. Что тут скажешь? Она понимала, что была не права. Тем не менее, больше на собрания я потом не ходил. Она говорила Насте: "Приходи с мамой, потому что папа в твоей ситуации не поможет."

Глава 3. О развитости чакр и профессии учителя


Я убежден, что вообще учитель - это такая профессия, когда должны быть развиты все чакры: и муладхара, и свадхистхана, и манипура, и анахата, и вишудха, и аджна, и наверное, сахасрара тоже. Как человек учитель может быть без аджны, если он не понимает, чему он учит. Он должен понимать - и ребенка в эту картину понимания включать. Говоря иначе, это не должна быть только вишудха - присутствие картины как таковой, что тоже неплохо. Если есть развитая аджна - понимание - то учитель транслирует понимание, и аджна, понимание начинают включаться у детей.

Если у самого человека учителя с аджной туго - а таких, к сожалению, много - они знают свой предмет на уровне набора информации, каждый год его заново освежают, "проходят". Например, ты обучаешь физике, скажем, пять лет. В течение недели через тебя проходят все классы - по разным уровням. И каждый год ты повторяешь то же самое. Казалось бы, аджна тебе не очень нужна - один раз понял, разобрался, в школе по физике все просто. И дальше должна работать только вишудха - то есть ты должен красиво объяснять, чтобы люди поняли. Тем не менее, если аджна не включается, то и у детей она включаться не будет. Аджна должна обязательно включиться - как учитель, ты должен поле аджны создать. Тогда тебя будут понимать. Если создать поле вишудхи, то ты можешь зажечь интерес. А дальше поймет - не поймет, это уже неизвестно, ребенок будет делать это, развивая когнитивные способности на собственной аджне, и ты ему в этом не помощник.

Естественно, должна быть развита анахата. Ты должен чувствовать детей, их эмоциональное состояние, почему он не учится. Ведь у каждого свое - кому-то не хватает интереса, у кого-то другие проблемы. Человек не вписывается в систему - он "шестиугольник" в квадратной матрице.

Ты учитель и понимаешь, что ты работаешь в системе, но при этом ты можешь быть немножко над системой, видеть детей в ней. И анахата помогает устанавливать контакт с такими учениками, которые в эту систему не попали, с тем чтобы эти дети не ушли слишком далеко. Человек начинает сражаться - и для кого-то это нормально, если у человека путь развития манипуры. В этом случае сражаться - неплохая закалка. Дальше, пройдя эти уроки, возможно, он с системой сражаться перестанет, будет на каких-то позициях над системой, в элите общества.

Элита общества не живет по законам общества. Она транслирует эти законы, но представители элиты сами по этим законам не живут. Вы знаете - в советское время. например, когда все советские граждане дружно работали, русская элита обладала спецобслуживанием и так далее, живя где-то за кремлевской стеной. Элитные дачи...

Если у ребенка сильная манипура, он пробьется. Но если она слабая, то он может уйти еще дальше в деструктивные состояния, преступный мир, где, казалось бы, должна быть сильная манипура - но не обязательно. Там очень много людей, которые подверглись разложению, им нужна сильная палка, чтобы их куда-то гнать. Иначе они будут просто нахлебниками на людях, которые что-то делают.

Глава 4. Обезьяний социум по человеческому типу


Когда-то провели интересный эксперимент. Взяли обезьян капуцинов, которые умеренно умные. Для того, чтобы получить еду, обезьяне надо было сильно нажать пресс, после чего животное получало банан. Следующим шагом обезьяна получала сначала жетон, и затем, отнеся его куда-то, получала банан в обмен на жетон. Наконец, затем жетон был заменен на деньги.

И тут появился социум, очень похожий на наш. В нем появились обезьяны-работяги, которые нажимают пресс и так далее, но пресс нажать не просто. Появились и обезьяны-рэкетиры, то есть они лежат, у них все хорошо, потом к ним кто-то подходит и отдает им деньги. Трудно понять, почему так происходит - возможно, одна из обезьян оказывается сильнее, другая слабее. Четко распределились роли, даже появились самки легкого поведения.

В нашем социуме тоже все эти роли присутствуют. Есть люди, которые совершенно не готовы что-либо делать. Они не готовы защищать тебя, как благородные бандиты, например, Робин Гуд. Они только готовы красть чужое. Может быть, у кого-то сильная манипура, но у многих в этом мире она слабая.

Глава 5. Как работать с вишудхой

Возвращаясь к вишудхе. Чем выше чакра, тем дольше по времени она прорабатывается. Если муладхара прорабатывается очень быстро, свадхистхана тоже достаточно быстро, несколько месяцев достаточно, чтобы начать жить в удовольствие и стабильно находиться в этом состоянии - то манипура уже дольше, анахата очень долго... Вишудха, аджна - еще дольше!

Однако нужно понимать, что не у всех людей есть запрос на развитие определенной чакры. Например, у человека может быть запрос на развитие свадхистханы, и это быстрее. Если запрос на развитие вишудхи, то задача более сложна, но не надо впадать от этого в уныние. Надо быть благодарным, что Вы попали в ситуацию или состояние, где Вы осознали необходимость развивать вишудху - и начинаете ее развивать.

5.1. Практические упражнения

Самое простое, что я могу посоветовать в плане развития вишудхи, это книга "Путь художника", прочитайте ее, чтобы перейти на эту волну и начать делать упражнения из этой книги. Одно из таких упражнений - писать, как прошел Ваш день. Я рекомендую Вам даже немного другую тему - писать благодарственное письмо, каждый день, по крайней мере, страницу о том, за что Вы благодарите этот день. Кажется не сложно, однако просто надо начать это делать. Скоро Вы сможете заметить шероховатости, которые будут вылезать: Вы захотите написать красиво, не будете знать, с чего начать. Постепенно, выполняя эту практику, Вы начнете замечать свои ограничения.

Например, Вы поймете, что Вашим ограничением является то, что Вы пишете некрасиво. Какой может быть противоход? Это блок, который мешает самовыражаться. Ты выражаешься некрасиво, соответственно, не выражаешься вообще. Можно сказать, что все в этом мире уместно, нет красивого и не красивого. С точки зрения дуба, например, красиво, с точки зрения кактуса - некрасиво и даже как-то странно. Нужно находить разглючивание тех программ, которые поставлены.

5.2 Устранение ограничивающих программ

Еще простой вариант разглючивания - найти ситуацию, когда эта программа не работает. То есть, программа жесткая, она говорит не самовыражаться. поскольку это "не гениально". Нужно вспомнить хотя бы одну ситуацию, когда стоило "раскрыть рот", несмотря на то, что ты не очень красиво его раскрываешь. И вспомнить, что позитивное произошло в результате, где Вы "рот все-таки раскрыли" - и получили позитивный отклик от мироздания.

Можно людей вокруг себя увидеть, которые, будучи с Вашей точки зрения несовершенными, самовыражаются. Есть сейчас у нас для этого замечательное поле - социальные сети, посмотрите, как люди самовыражаются, и сколько критики на некоторых из них льется.

На меня тоже льется много критики, и меня это тоже иногда расстраивает. Но я задумываюсь, почему это меня расстраивает. Понимаю, что у меня при этом уровень энергии ниже, чем должен быть, потому что, когда уровень энергии высок, то критика вообще не расстраивает. Некоторые люди по натуре критикуют - и на здоровье, просто человек такой. Даже Господь Бог нравится не всем - Иисус, Мухаммед, Будда - каждому нравится свое.


5.3 Как начать публиковать творчество

Если Вы хотите, но сомневаетесь, надо ли Вам писать, посмотрите в социальных сетях, как люди начинают самовыражаться, как они преодолевают препятствия на пути. Начните просто писать, например, в Фейсбук.

Первый этап - Вы пишете письма себе, второй - Вы делаете попытки писать, когда это могут прочитать, например, Ваши друзья. Тут внутренний критик может включиться сильнее: я написал некрасиво, или глупую мысль, или очевидное... Преодолевайте все эти ограничения личности, навязчивые представления о себе как пишущем не нужное, плохо пишущем. Осознавайте, что все это практика. Вы решаете писать жизнь - и Вы это делаете, делая вопреки. Если Вы начинаете действовать так, то проходите за этот блок - вставку, которая присутствует. Когда Вы проходите за вставку "надо ли писать", то открывается огромный ресурс энергии. Вы начинаете писать пост, написали, например, пять предложений - и вот Вас прорывает, Вы начали писать, и это льется и льется. Опубликуйте - и не заморачивайтесь, красиво или не красиво. Что вылилось, то вылилось.

Кого-то не будет прорывать так же сильно. Иной пишущий автор будет раздумывать над небольшим количеством текста - как слова друг с другом сочетать, запятые расставить, глубоко или не глубоко получилось. Вас словно раздавливает. Вы написали десять строчек, возвращаетесь, начинаете корректировать. Не делайте этого, это тоже ограничение личности, шаблон - не возвращайтесь назад. Что написали, то написали. Идите дальше, продолжайте Ваши попытки писать следующее и так далее. Просто следующее должно продолжать предыдущее. Когда же Вы возвращаетесь назад, Вы выпадаете из потока, выключаетесь. Должен включиться поток - и все равно, что там будет.

Когда Вы это пройдете. то начнет получаться лучше. В идеале начнет получаться, как у А.С. Пушкина - Вы будете писать как "Руслан и Людмила" - но это в идеале... До него очень долго идти, возможно, не одну жизнь.

Глава 6. Куда ведет развитие творчества на вишудхе

Когда Вы пройдете какой-то путь в сторону вишудхи, очень может быть, что Вы преодолеете определенную вставку, блок, который Вас ограничивает на уровне всех чакр. Это означает, что он ограничивает Вас во всем личностном развитии. Ваша жизнь не настолько хороша, насколько Вы хотите. Например, Вы поймете, что Вы себя не цените - считаете, что у других людей интересно как-то, а у Вас нет, Вы не достойны. Вы обесцениваете себя, свои творения. Вы пройдете именно этот блок, окажетесь за ним. И в этот момент поймете, что нужно с чем-то другим работать.

Появятся вызовы по другим чакрам, может быть, вам будет нужно начать работать с манипурой, может быть, с аджной. Не всегда путь четко идет снизу вверх, это необязательно. Главное, идти от самого себя - от своих потребностей, от тела. Вы ощутите новые потребности, желания. Если Вы не ощутите их, то, возможно, ощутите болезни, связанные с тем, что не осуществляете Ваши потребности и желания. Эти болезни будут указывать, на уровне какой чакры Вам нужно начинать работать.

6.1. От проявления к пониманию

Обилие идей, все из которых верны, требует того, чтобы их структурировать, разобраться. Пальма колышет листьями - перьями - и разве это все? А как устроена эта пальма? Куда и как там течет сок? Почему одна выше. другая ниже? Возникнет вопрос "почему" - и Вы захотите разобраться. Вы перейдете на уровень аджны, будете развивать когнитивные способности.

Однако, возможно, желание разобраться не возникнет - напротив, Вы поймете, что в результате того, что начали слишком много писать, у Вас стало портиться зрение. И снова это сигнал, что Вы хотите понять, и тело через зрение говорит, что Вам нужно заниматься аджной, разобраться во внутреннем мире, мировоззренческих понятиях, структурировать внешний мир на уровне аджны, чтобы не было вопросов, на которые у Вас не было бы ответов.

Если вопрос не Ваш, то отвечать на него не стоит. Я имею в виду именно Ваши вопросы - когда Вы докопались до ответа, то это развитие на уровне аджны. Ищите, пока не найдете нарушение, преодолевая которое, Вы начнете улучшать зрение. Если остается проблема, нужно продолжать искать, в чем не порядок. Сложно! Аджна - это уровень, на котором утвердиться сложно.

Сколько написано умных книг!

Чтобы начать работать с аджной. нужно начать читать. Спиноза, Декарт, Гегель, Кант... Каждый философ - это целый мир, Вы в него погружаетесь, изучаете. Он там очень хорошо поясняет, как человек с развитой аджной. Он сравнивает философские концепции, которые существовали до него. "История философии" Гегеля, например, где он все описывает.

Берите, читайте, если Вам рано читать эту книгу, то Вы будете засыпать. Думаете, что Вам нужно с аджной работать? Хорошо, открываете Гегеля, читаете абзац - и после этого хорошо и сладко спите. Ну значит, рано. Тело подсказывает, что рановато. Или может быть, книжку другую взять - "Занимательную физику" Перельмана, это для детей. Не так сухо, но уже тоже аджна развивается. Почитали Перельмана, берите Фейнмана - уже сложнее, другой уровень, но это же учит разбираться в мире - что, как, почему...

6.2 О музыке как искусстве и для удовольствия

Прекрасна европейская музыка - исполнение музыки и обучение ей, освоение вокала, инструмента! Но надо сказать об огромной разнице между творчеством на свадхистхане и творчеством на вишудхе.

Нужно учиться, когда Вы слушаете музыку, филармоническую, джазовый оркестр. Например, американский джазовый оркестр, где все музыканты - выпускники лучших консерваторий, с опытом исполнительским в самых лучших залах мира. Это лучшие исполнители, дирижеры, лучшие композиторы. Они исполняют музыку тысячу раз. Потом в самой лучшей студии, с лучшими микрофонами и звуковой аппаратурой они эту музыку записывают в идеальном качестве. И только потом Вы это можете услышать на каком-то CD. И там все: каждая пауза, каждый звук, положение каждого музыканта в оркестре - все играет значение. Это совершенство.

Это совсем не то, что я, например, сейчас начну петь или тарабанить на йоговском коврике, взяв маракешку, бутылку с камушками. Мне это прикольно, свадхистхана включилась, но никого это особо не затянет, если только на моем же уровне - по свадхистхане кто-то начнет присоединяться. И возникнет такой свадхистханный творческий коллектив, но это далеко не вишудха.

Глава 7. Закон "мелочей нет"

Вишудха - чакра, на которой мелочей нет. Там все должно быть идеально.

Я люблю снимать видео, я этому учился. Учитель у меня был заслуженный деятель искусств России, и он мне прямо так и сказал, что закон нашей профессии - "мелочей не бывает". То, как ты снимешь - чуть выше или ниже угол, свет такой или другой - все это может убить видео, а может, наоборот, сделать его шедевром. Мелочей не бывает, каждая мелочь важна.

Этот закон "мелочей не бывает" может проявляться на каждой чакре. Скажем, манипура. Вот ты боксируешь на ринге, там мелочей не бывает. Чуть локоть не поднял во время удара - получил в челюсть, и все, поединок закончен. Мелочей не бывает.

По муладхаре мелочей не бывает. Купили ботинки, которые Вам натирают - и все, ходить не можете, муладхара выбита из строя.

На свадхистхане - может ли быть? Может, на свадхистхане закон не так сильно действует. Если кайфово, то кайфово - сидишь на коврике, это лучше, чем на земле. Но и на земле тоже, вроде, ничего...


От редакции Бирюзового мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Загрузка...
Репост
>